Пояснительная записка
Учебный план является локальным нормативным документом, раскрывающим
специфику образовательной деятельности МБДОУ детский сад г. Донецк в содержательном
и процессуальном направлениях. Учебный план устанавливает объём образовательной
нагрузки основной части АООП ДО и части, формируемой участниками образовательных
отношений и регламент непрерывной образовательной деятельности в МБДОУ детский сад
г. Донецк.
Нормативные документы, регламентирующие организацию образовательного
процесса в МБДОУ детский сад г. Донецк:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №
273 – ФЗ - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013
№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31.07.2020г. №373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования»;
- СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020г. «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- СП 1.2.3685-21 от 28.01.2021г. «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Локальные акты ДОО, регламентирующие организацию образовательного
процесса в МБДОУ №4 детский сад г. Донецк:
- Устав МБДОУ №4детский сад г. Донецк;
- АООП ДО МБДОУ №4 детский сад г. Донецк;
- Правила внутреннего распорядка воспитанников МБДОУ №4 детский сад г.
Донецк;
- Календарный учебный график МБДОУ №4 детский сад г. Донецк.
Учитывая специфику дошкольного образования – отсутствие предметного характера
содержания образования на данной ступени, реализацию образовательных областей через
детские виды деятельности, учебный план включает:
- распорядок (режим) дня,
- перспективный тематический план-график образовательной деятельности,
- план НОД в соответствии с АООП ДО,
- планирование образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности с детьми,
- график двигательной активности.
Учебный план учитывает в полном объеме возрастные психофизические
особенности воспитанников МБДОУ детский сад г. Донецк – дошкольников с нарушениями
зрения – и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
Учебный план согласовывается с Педагогическим советом и утверждается приказом
заведующего МБДОУ ежегодно до начала образовательного процесса. МБДОУ детский сад
г. Донецк в установленном законодательством Российской Федерации порядке несет
ответственность за реализацию в полном объеме образовательных программ дошкольного
образования в соответствии с учебным планом.
Учитывая специфику АООП ДО МБДОУ детский сад г. Донецк для детей с
нарушениями зрения, основными формами организации обучения в группах являются
разные виды культурных практик (совместная партнерская деятельность взрослого с
2
детьми), непрерывная образовательная деятельность (НОД), коррекционные занятия
тифлопедагогов, учителей логопедов и педагога- психолога.
Учебный план ДОУ носит открытый и динамичный характер. В целях более гибкого
подхода к организации образовательного процесса педагогический коллектив имеет право,
исходя из специфики работы ДОУ, выбирать и варьировать перечень занятий в сторону его
расширения или сокращения в пределах учебной нагрузки, определяемой СанПиН.
Образовательная деятельность осваиваются на русском языке, очно, через
следующие формы организации деятельности ребенка:
•
совместная деятельность взрослого и ребёнка;
•
самостоятельная деятельность детей
Решение образовательных задач через совместную деятельности взрослого и детей осуществляется как в виде непрерывной непосредственно образовательной деятельности
(не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и
уходу за детьми) , так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе
режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным
выполнением функций по присмотру и уходу за детьми - утренним приемом детей,
прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Продолжительность образовательной деятельности соответствует возрасту детей и
нормам СанПиН 1.2.3685-21.
Продолжительность образовательной нагрузки
Возраст ребенка,
лет
Продолжительность, мин, не более
На одном занятии
В сутки
От 1,5 до 3
10
20
От 3 до 4
15
30
От 4 до 5
20
40
От 5 до 6
25
50 или 75, если одно занятие пройдет после
дневного сна
От 6 до 7
30
90
Если в режиме дня занятия идут подряд, между ними перерыв – не менее 10 минут. Занятия
начинаются не раньше 08:00, а заканчиваются не позднее 17:00
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности
и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
3
План непрерывной образовательной деятельности в соответствии с АООП ДО
МБДОУ детский сад №4 г. Донецка на 2022-2023 уч. год
Учебный план на день.
Группа
Длительность
ННОД
Количество
ННОД
Максимальная
нагрузка
Группа раннего
возраста
(2-3 года)
Младшая группа
(3-4 года)
Средняя группа (4-5
лет)
Старшая группа (5-6
лет)
Не более 10
минут
2 (20 минут)
10 (100 минут)
Не более 15
минут
Не более 20
минут
Не более 25
минут
2 (30 минут)
10 (150 минут)
2 (40 минут)
10 (200 минут)
2 (50 минут)
13 (325 минут)
Подготовительная к
школе группа
(6-7 лет)
Не более 30
минут
3 (90 минут)
14 (420 минут)
Коррекция зрительного
восприятия
Занятия по полугруппам
и индивидуально
Коррекция речевых
нарушений
Время
проведения
В первой
половине дня
В первой
половине дня
В первой
половине дня
В первой и
возможно во
второй половине
дня
В первой и
возможно во
второй половине
дня
Коррекционная помощь
ежедневно
ежедневно
ежедневно
-
индивидуально
-
ежедневно
индивидуально
Коррекционная-образовательная деятельность учителя –дефектолога и учителя –
логопеда осуществляется на подгрупповых и индивидуальных занятиях, в режимных
моментах. Подгрупповые коррекционные занятия включены в общую сетку занятий,
первой половине дня с 9.00, что соответствует требованиям СанПин.
Учебный план на неделю
№
Образовательные
области
1
«Познавательное развитие»
Ознакомление с
окружающим, предметным
и социальным миром,
экология
ФЭМП /
сенсорное развитие
Познавательно-
Группа
раннего
возраста
Количество в неделю
Младшая Средняя Старшая
группа
группа
группа
1 раз в
неделю
1 раз в
неделю
1 раз в
неделю
1 раз в 1 раз в
1 раз в
1 раз в
неделю
неделю
неделю
неделю
В нерегламентированной совместной
____
1 раз в
неделю
2 раз в
неделю
Подготовите
льная
группа
2 раз в
неделю
4
исследовательская
деятельность
(1 раз в 2 недели)
Конструктивная деятельности
(1 раз в 2 недели)
2
4
5
6
____
0,5
0,5
0,5
0,5
«Речевое развитие»
1 раза в
1 раза в
неделю
неделю
1 раз в
1 раз в
Подготовка к обучению
неделю
неделю
грамоте
Чтение художественной Интегрируется через все образовательные области в
литературы
различных видах деятельности в ходе режимных моментов, в
совместной и самостоятельной игровой деятельности
«СоциальноЕжедневно
Интегрируется через все образовательные области в
коммуникативное
различных видах деятельности в рамках непрерывной
развитие»
Социализация, безопасность, образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в
Труд.
совместной и самостоятельной игровой деятельности
и индивидуальной работы с детьми
«Художественноэстетическое развитие»
2 раза в
2 раза в
2 раза в 2 раза в
2 раза в
неделю
неделю
неделю
неделю
неделю
Музыка
1 раз в
1 раз в
1 раз в
1 раз в
1 раз в
Рисование
неделю
неделю
неделю
неделю
неделю
Лепка
1 раз в
1 раз в
1 раз в
1 раз в 1 раз в неделю
неделю
неделю
неделю
неделю
Аппликация
_
0,5
0,5
0,5
0,5
«Физическое развитие»
2 раза в 2/1 раза в 2/1 раза в 2/1 раза в 2/1 раза в
Физическая культура в зале/
неделю
неделю
неделю
неделю
неделю
Физическая культура на св.
воздухе
Развитие речи
3
деятельности
Коррекционно-образовательная
деятельность (подгрупповая)
интегрируется в
образовательные области
(учитель - тифлопедагог)
Развитие зрительного
восприятия
2 раз в
неделю
_
1 раз в
неделю
_
1 раза в
неделю
_
_
2
2
2
2
Социально-бытовая
ориентировка
1
1
2
2
Ориентировка в пространстве
2
2
1
1
ИТОГО в неделю
ИТОГО в месяц
ИТОГО в год
Вариативная часть
Региональный компонент
10
10
10
13
14
40
40
40
52
56
360
360
360
468
504
Интегрируется через все образовательные области в
различных видах деятельности в рамках непрерывной
5
образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в
совместной и самостоятельной игровой деятельности
Совместная образовательная деятельность
(взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности):
- общение при проведении - режимных моментов
- игровая деятельность
- чтение художественной Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежеднев Ежедневно
но
литературы
- прогулки, в том числе,
экскурсии
- труд, дежурство
-индивидуальная
коррекционная работа
Самостоятельная деятельность детей:
самостоятельная игра в
Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежеднев Ежедневно
группе и на прогулке
но
- самостоятельная
деятельность в центрах
развития
- познавательноисследовательская
деятельность
Лечебно-оздоровительные мероприятия в соответствии с профилем ДОУ:
офтальмологическое лечение Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежеднев
но
зрительная гимнастика
Ежедневно
Утренняя гимнастика
Комплексы закаливающих
процедур
6
График двигательной активности
Пояснительная записка
Дошкольники с нарушенным зрением, как правило, характеризуются меньшей
подвижностью, так как имеют определенные трудности в ориентировке в большом
пространстве и в выполнении движений. В связи с этим большое значение в охранительном
режиме учреждения приобретает повышение двигательной активности детей через
организацию и проведение разнообразных организованных форм физического воспитания.
Двигательные (оздоровительные) минутки, динамические паузы в организованной
образовательной деятельности, проводимые воспитателями и специалистами, позволяют
детям размять свое тело, передохнуть, расслабиться, прислушаться к себе и принести
своему организму пользу. Для проведения оздоровительных минуток используются
различные предметы пособия и подручные средства, которые позволяют сделать минуты
отдыха интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести, прежде всего,
пособия, которые способствуют тренировке и развитию зрительных функций, например,
подвесные и настенные зрительные ориентиры
Тренажеры типа «Баскетбол» (ручной и настенный), «Тир» – призваны повысить
двигательную активность детей в течение дня, развить мускулатуру рук, а также
активизировать зрение детей соответственно требованиям лечебно-восстановительной
работы (глазомер, фиксация, аккомодация и др.).
Упражнения,
способствующие
зрительно-двигательно-пространственной
ориентировке, развитию глазодвигательных функций. Элементы физического развития и
оздоровительной работы включаются во все режимные моменты.
Основанием для разработки графика двигательной активности (ДА) являются:
- удовлетворение биологических потребностей детей дошкольного возраста в
движении;
- обеспечение дошкольников с нарушением зрения необходимым объёмом
двигательной активности;
- рациональное сочетание разных видов занятий, подобранных с учётом
возрастных особенностей детей.
В структуре построения графика ДА можно выделить:
- формы и виды двигательной активности;
- время, отведённое на проведение различных форм ДА во всех возрастных
группах;
- суммарный временной показатель организованной ДА детей всех возрастных
групп в неделю.
При организации двигательной деятельности детей с нарушением зрения наряду с
общими задачами физического воспитания, решаются специальные с учетом особенностей
познавательной деятельности детей и предшествующего двигательного опыта:
повышение двигательной активности детей путем создания специальных
условий, позволяющих преодолевать скованность, ограниченность, недостаточность
движений, боязнь передвижения в пространстве;
формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков на
основе деятельности сохранных анализаторов;
коррекция и компенсация недостатков физического развития;
формирование личностных качеств, воспитание положительной мотивации к
самостоятельной двигательной деятельности, преодоление неуверенности в своих силах
7
График двигательной активности
на 2022-2023 уч. год
Формы и виды
двигательной активности
(ДА)
Время, отведённое на проведение ДА, в зависимости от
возраста: количество (периодичность) / длительность в день (в
мин.) / в неделю
2-3 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
3-4 года
Физкультурные занятия
в музыкальном зале
3/15/45
3/20/60
2/25/50
на свежем воздухе
1/20
1/25
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня
длительность в день (в мин.) / в неделю (в мин.)
утренняя гимнастика
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
10/50
10/75
10/50
(по желанию детей)
подвижные, спортивные
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
игры и упражнения
20/100
20/100
30/150
на прогулке утром, вечером
физкультминутки в середине Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
статического занятия
3/15
3/15
5/25
гимнастика для глаз
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
(2-3 раза в день)
5/25
5/25
5/25
динамические паузы
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
в перерыве между занятиями
5/25
5/25
5/25
оздоровительные минутки
(народные, хороводные
Ежедневно Ежедневно
Ежедневно
игры, игры на тренировку
5/25
5/25
5/25
зрительных функций др.)
индивидуальная работа
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
по развитию основных
10/50
10/50
10/50
движений в группе и на
прогулке
босохождение после сна
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
5/25
5/25
5/25
итого в
5 ч 30 мин.
6 ч 10 мин.
7 ч. 30 мин.
неделю:
Активный отдых
1 раз в мес.
1 раз в мес.
1 раз в мес.
физкультурный досуг
20 мин.
25 мин.
30-40 мин.
2 раза в год
2 раза в год
физкультурный праздник
30-40 мин.
30-40 мин.
1 раз в мес.
1 раз в мес.
1 раз в мес.
День здоровья
20 мин.
25 мин.
30 мин.
Самостоятельная двигательная деятельность
с использованием
физкультурного и
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
спортивного оборудования
самостоятельные подвижные
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
и спортивные игры
2/30/60
1/30
Ежедневно
10/50
Ежедневно
30/150
Ежедневно
8/40
Ежедневно
5/25
Ежедневно
10/50
Ежедневно
5/25
Ежедневно
10/50
Ежедневно
5/25
8 ч. 30 мин.
1 раз в мес.
30-40 мин.
2 раза в год
30-40 мин.
1 раз в мес.
30 мин.
Ежедневно
Ежедневно
* Двигательная активность за день должна составлять не менее одного часа, в том
числе не менее 10 минут – утренняя зарядка (таблица 6.7 СанПиН 1.2.3685-21).
8
9