Баби ч С.В. Подписано цифровой подписью: Бабич С.В. Дата: 2021.05.12 08:26:38 +03'00' 1 I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение, об адаптированной основной образовательной программы для детей с нарушением зрения (амблиопией и косоглазием) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 4 муниципального образования «Город Донецк» (далее – Положение) разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013г № 1155; Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 4 муниципального образования «Город Донецк» (далее – МБДОУ детский сад №4 г. Донецка); 1.2. Настоящее Положение устанавливает требования к структуре, содержанию, порядку разработки и утверждения адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушением зрения, реализуемой в МБДОУ детский сад №4 г. Донецка, в соответствии с действующим законодательством. 1.3. разрабатывается на основе: примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г., протокол № 6/17; 1.4. Адаптированная основная образовательная программа (далее – Программа) формируется как программа психолого – педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста с нарушением зрения и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), а также организационно – педагогических условий и иных компонентов. 1.5 Программа разрабатывается на основе примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г., протокол № 6/17; II. Цель и задачи реализации Программы 2.1. Целью Программы является: создание благоприятных условий для всестороннего развития ребенка с нарушением зрения и успешной интеграции его в общеобразовательную школу, общество сверстников. Задачи: сохранять и укреплять физическое, психическое здоровье детей; обеспечить познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно эстетическое и физическое развитие детей; воспитывать с учетом возрастных категорий у детей гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; осуществлять необходимую коррекцию недостатков в физическом и (или) в психическом развитии детей; взаимодействовать с семьями для обеспечения полноценного развития детей; оказывать консультативную и методическую помощь родителям III. Структура и содержание Программы 3.1 Содержание Программы должно соответствовать требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и включать в себя три основных раздела: – целевой, содержательный и организационный. 2 3.2. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах детской деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; содержание коррекционно-развивающей работы. 3.3. В содержание Программы указываются аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия с взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому. 3.4. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми для реализации федерального государственного образовательного Стандарта дошкольного образования. B Обязательной части раскрывается комплексность подхода, для обеспечения развития детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом, физическом развитии); Часть, формируемая участниками образовательных отношений - представлена выбранными и/ или разработанными самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные ' на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы, специфику национальных, социокультурных условий, традиции учреждения, группы. 3.5. Объем обязательной части Программы занимает не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% 3.6. Образовательная программа ДОУ содержит три основных раздела: Целевой Содержательный Организационный В каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров. Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; Формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; 3 характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; систему отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; систему взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Организационном разделе Программы должны быть представлены условия, в том числе материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и/или режим дня, особенности организации предметнопространственной развивающей образовательной среды, а также психолого-педагогически, кадровые и финансовые условия реализации программы. В части финансовых условий описаны особенности финансово-экономического обеспечения дошкольного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ. 3.7.С учетом особых образовательных потребностей, содержательный раздел Программы должен включать описание коррекционно- развивающей работы, обеспечивающей ребенку с нарушением зрения профилактику и при необходимости коррекцию трудностей развития, адаптацию и интеграцию детей с ОВЗ в общество, успешное освоение образовательных областей, определенную готовность к обучению в школе. 3.8. Программа также должна содержать рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей МБДОУ детский сад №4. 3.9. Дополнением Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и доступна для их понимания. Размещается на сайте ДОУ. IV. Оформление разделов Программы 4.1. Титульный лист На титульном листе Программы должна быть представлена следующая информацию: в правом верхнем углу листа – информация о том, когда и кем утверждена Программа; в левом верхнем углу листа – информация о рассмотрении Программы напедагогическом совете; в центральной части титульного листа – полное наименование Программы: Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушением зрения амблиопией и косоглазием) МБДОУ детский сад №4 г. Донецка Титульный лист может содержать и другую информацию 4.2 Содержание Программы располагается на втором листе с указанием наименований разделов и подразделов Программы и соответствующих им страниц. 4.3. Текст Программы набирается шрифтом Times New Roman, цвет черный; кегель 12 для основного текста, строчный, без выделения, выравнивание по ширине; абзацный отступ должен быть одинаковым и равен по всему тексту 1,25 см; строки разделяются одинарным интервалом; интервал между буквами в словах – обычный; интервал между словами - один пробел; полужирный шрифт применяется только для заголовков разделов и подразделов. 4.4.Разделы и подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений; нумеровать их следует арабскими цифрами; номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой; после номера раздела и подраздела в тексте точку не ставят; разделы и подразделы должны иметь заголовки; заголовки разделов и подразделов следует печатать с абзацного отступа или с центрированием по ширине текста, с прописной буквы, полужирным шрифтом, без точки в конце, не подчеркивая; переносы слов в заголовках не допускаются. 4.5.Каждый раздел Программы начинают с новой страницы. 4.6.Страницы следует нумеровать арабскими цифрами. V. Порядок разработки и утверждения образовательной программы дошкольного 4 образовательного учреждения 5.1. В соответствии с ФГОС ДО (п. 2.5.) Программа разрабатывается и утверждается МБДОУ самостоятельно, в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующей примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17 5.2. Администрация ДОУ при разработке Программы: организует изучение запроса различных категорий потребителей качества предоставляемых образовательных услуг, обеспечивает проведение контрольно –оценочных процедур. формирует творческую (рабочую группу по разработке проекта Программы; самостоятельно устанавливает сроки подготовки проекта Программы. 5.3. Проект образовательной программы перед утверждением рассматривается на педагогическом совете, по итогам рассмотрения оформляется протокол и утверждается приказом заведующего МБДОУ 5.4. Дополнения и (или) изменения в Программы вносятся в начале учебного года. Изменения вносятся в Программу в виде вкладыша «Дополнения к Программе». 5.5. При необходимости внесения большого количества изменения Программа корректируются и формируется в новой редакции. VI. Контроль за реализацией Программы/Хранение 6.1. Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с планом внутри садовского контроля. Результаты и эффективность Программы обсуждаются на педагогических советах ДОУ. 6.2. Хранится Программа в методическом кабинете до истечения срока их реализации. 6.3.Скан-копии Программы, а также краткая презентация размещаются на официальном сайте МБДОУ детский сад №4 г. Донецка в сети «Интернет». 5