Пояснительная записка Процедуру самообследования МБДОУ детский сад №4 г.Донецка регулируют следующие нормативные документы и локальные акты: - Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 3 ч. 3 ст. 28) - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией» (с изменениями от 14.12.2017г.) - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» - Приказ Рособрнадзора от 14.08.2020г. № 831 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления информации» - Приказ заведующего МБДОУ детского сада №4 от 07.02.2024г. №22 «О проведении самообследования в МБДОУ детском саду №4 г. Донецка за 2023 год». Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о состоянии развития учреждения на основе анализа показателей, установленных федеральным органом исполнительной власти, а также подготовка отчёта о результатах самообследования. Задачи самообследования: - получение объективной информации о состоянии образовательного процесса в образовательной организации; - выявление положительных и отрицательных тенденций в образовательной деятельности; - установление причин возникновения проблем и поиск их устранения. В процессе самообследования проводилась оценка системы управления организации, образовательной деятельности и организации учебного и воспитательного процессов, содержания и качества подготовки воспитанников (обучающихся), востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Результаты самообследования опубликованы на официальном сайте МБДОУ д е т с к о г о с а д а №4 г. Донецка I. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Сведения о дошкольной образовательной организации Общие сведения об образовательной организации Муниципальное бюджетное дошкольное Наименование образовательное учреждение детский сад компенсирующего образовательной организации вида №4 муниципального образования «Город Донецк» (МБДОУ детский сад № 4 г. Донецк) Руководитель Бабич Светлана Вениаминовна Адрес организации Телефон, факс Адрес электронной 346330 Ростовская область г. Донецк, пер. Победы, 13 8(86368) 5-95-33 E-mail: solncesadik@yandex.ru почты Адрес сайта Режим работы Учредитель Дата создания Лицензия Приложение к лицензии Цель деятельности МБДОУ №4 (по Уставу) https//solncesad.tvoysadik.ru/ Рабочая неделя – пятидневная, с понедельника по пятницу. Длительность пребывания детей в группах – 12 часов. Режим работы групп – с 07.00 до 19.00. Муниципальное учреждение отдел образования администрации города Донецка Ростовской области 1967 год от 07.07.2015г. 61ЛО1 № 0002737 от 07.07.2015г. 61ЛО1 № 0005141 Осуществление образовательной деятельности образовательной программе дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. по Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 4 муниципального образования «Город Донецк» (далее – МБДОУ детский сад №4 г. Донецка) расположен в жилом районе города. Здание ДОУ построено по типовому проекту. Проектная наполняемость на 75 мест. Цель деятельности ДОУ – осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ дошкольного образования. Предметом деятельности ДОУ является формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья воспитанников. МБДОУ детский сад № 4 г. Донецка – отдельно стоящее здание, расположенное в центральном районе, что делает его доступным для населения всего города. Территория детского сада хорошо озеленена, оснащена верандами. Образовательное учреждение было открыто в 1967 году как ясли-сад общеобразовательного профиля. С 2000 года – это образовательное учреждение компенсирующего вида для детей с нарушением зрения. С сентября 2012 года учреждение функционирует как муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №4. Учреждение в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, Уставом и локальными нормативными актами ДОУ. Ближайшее окружение – МУ ОО, МБОУ СОШ № 13, жилые дома, городская поликлиника. Со школой № 13 у детского сада сложились давние и прочные связи: педагоги детского сада и школы проводят совместные методические и педагогические мероприятия. Воспитанники ДОУ ходят в школу, а ученики начальных классов и среднего звена под руководством своих классных руководителей оказывают детскому саду посильную шефскую помощь, показывают спектакли и концерты, выступают с агитбригадами по ПДД. Коллектив ДОУ также сотрудничает с такими важными социальными институтами, как МБОУДО «Детская школа искусств», МБУК «ДИКМ» и др. Данные учреждения, являющиеся частью инфраструктуры города и расположенные достаточно близко от детского сада, включены в план ознакомления детей с городом, трудом, профессиями горожан, что позволяет не только расширить объем знаний и представлений об окружающем мире дошкольников с нарушением зрения, но и способствует их успешной социализации и адаптации в общество, воспитанию патриотизма, любви к малой родине. Детский сад активно взаимодействует с семьями своих воспитанников, пропагандирует вдумчивое отношение взрослых к своему ребёнку, социализацию детей в условиях современной жизни. Вывод по разделу Нормативно-правовая база, обеспечивающая функционирование МБДОУ детского сада №4 г. Донецка, сформирована в соответствии с требованиями действующего законодательства, в полном объёме. Имеются лицензии на право ведения образовательной деятельности, Устав, разработаны и утверждены положения МБДОУ, графики, инструкции Раздел 2. Оценка системы управления МБДОУ детского сада №4 г. Донецка В отчетный период управление образовательной организацией осуществлялось в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и уставом МБДОУ детского сада №4 г. Донецка. Учредитель МБДОУ детского сада №4 г. Донецка – администрация города Донецка Ростовской области. Непосредственное управление осуществляет МУ ОО администрации города Донецк. Структурно-функциональная модель управления ДОУ В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад компенсирующего вида №4 муниципального образования «Город Донецк» (далее – МБДОУ) отмечается государственно- общественный характер управления, при котором сочетается деятельность субъектов государственного и общественного управления, направленного на организацию функционирования и развития МБДОУ. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности (ст. 26 27 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Единоличным исполнительным органом является заведующий, С.В.Бабич, которая несет ответственность за всю деятельность ДОУ. В ее подчинении находятся все службы, осуществляющие, сопровождающие и обеспечивающие образовательный процесс. В 2023 году в МБДОУ детском саду № 4 г. Донецка в полной мере реализован принцип государственно- общественного управления, которое представляют коллегиальные органы: Общее собрание работников МБДОУ Педагогический совет Совет родителей (законных представителей) воспитанников МБДОУ Общее собрание работников МБДОУ № 4 в отчетный период обеспечивало право работников участвовать в управлении образовательной организацией: принимало локальные акты, регламентирующие деятельность образовательной организации, и связанные с правами и обязанностями работников; разрешало конфликтные ситуации между работниками и администрацией. Председателем Общего собрания в 2023году была Потапова Л.А.., старший воспитатель МБДОУ №4. Педагогический совет как орган коллегиального управления Учреждения, формируемый из штатных педагогических работников МБДОУ №4, в 2023 году обеспечивал текущее руководство образовательной деятельностью детского сада в том числе рассматривал вопросы развития образовательных услуг, разработки образовательных программ, аттестации и повышения квалификации педагогических работников, материально-технического обеспечения образовательного процесса. Деятельность органов государственно-общественного управления отражена в протоколах Педагогического совета, Общего собрания работников МБДОУ №4. Совет родителей воспитанников (несовершеннолетних обучающихся) действует в целях учета мнения родителей (законных представителей) при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы в соответствии с Порядком учета мнения Совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся МБДОУ №4. Председателем Совета родителей в 2023 г. была Пташник Е.С., проведено 4 заседания, на которых согласовывались вопросы: - подготовка ДОУ к летней оздоровительной работе; - подготовка МБДОУ к новому учебному году; - организация питания воспитанников; - соблюдение противопожарной и антитеррористической защищенности ДОО; принятие новых локальных актов. В учреждении имеются все необходимые локальные нормативные акты, касающихся прав и интересов участников образовательных отношений, которые своевременно обновляются и принимаются. В 2023 году в ДОУ продолжила работу комиссия по контролю за качеством питания. Комиссия осуществляла свою деятельность на основании «Положения о комиссии по контролю за качеством питания МБДОУ». На комиссии рассматривались вопросы: - анализ документации по продуктам питания; -соблюдение выполнения ежедневного основного (организованного) меню питания для воспитанников; - контроль за качеством поступающих продуктов питания; - создание условий для организации питания на группах. В МБДОУ соблюдаются «Положение о нормах профессиональной этики», «Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений МБДОУ». Отмечается наличие благоприятного психологического микроклимата, деловых отношений между сотрудниками. Результаты самообследования показали, что нарушения этических норм в управленческой деятельности за отчетный период не зафиксированы. В целом для коллектива свойственны следующие особенности: сплоченность, инициативность, которая во многом определена наличием благоприятных условий для профессиональной деятельности в учреждении. Учреждение укомплектовано работниками разных возрастных категорий, что позволяет оптимизировать систему наставничества, и говорит о высоком уровне готовности коллектива к профессионально- педагогической деятельности в условиях дальнейшей модернизации системы дошкольного образования. Административно-управленческую работу детского сада в отчетный период обеспечивала административная группа, в состав которой помимо заведующего входили: старший воспитатель – Потапова Лариса Анатольевна, завхоз– Комшена Елена Митрофановна. На административных совещаниях планово рассматривались разнообразные вопросы по функционированию и развитию образовательного учреждения, результаты внутреннего и внешнего контроля, результаты мониторинга др. Результативность планово-прогностической деятельности администрации ДОУ подтверждается наличием и выполнением Программы развития МБДОУ, а также годового и других обоснованных планов управленческой деятельности, их своевременной корректировкой. За отчетный период были реализованы: План деятельности МБДОУ №4 на 2022-2023 учебный год, План финансово-хозяйственной деятельности на 2023г., Муниципальное задание на 2023 год, План по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников МБДОУ на 2022-2023 учебный год. Все планы реализованы в полном объеме. Согласно анализу, адаптированная образовательная программа дошкольного образования ДОУ и рабочие программы педагогов выполнены в полном объеме. Все приказы руководителя ДОУ по основной деятельности и личному составу изданы своевременно и качественно. Взаимодействие с родителями осуществлялось в соответствии с годовым планом. Информирование родителей о ходе административной, педагогической, оздоровительной и хозяйственной деятельности в течение учебного года происходило на общих и групповых родительских собраниях, а также через информационные стенды, расположенные в холле и группах, на официальном сайте ДОУ. Особое внимание в 2023 году в работе с родителями уделялось вопросам организации безопасности жизнедеятельности детей. Для родителей использовалась наглядная информация в родительских уголках «Будь здоров, малыш!», памятки на официальном сайте в сети интернет, в открытой группе Вконтакте: «Безопасность детей на улицах города», «Засветись – стань заметнее на дороге!», «Огонь наш друг или враг?». Систематическая работа ведется с родителями по предоставлению льгот и компенсации родительской платы согласно законодательным нормативным актам – регионального, муниципального уровней. В ДОУ имеется нормативная база в полном объеме, а также информационный стенд для родителей с необходимой информацией. В детском саду ведется работа по предоставлению льгот и компенсации родительской платы согласно законодательным нормативным актам – регионального, муниципального уровней. Информация о предоставлении льгот в 20223году: Компенсация родительской платы Льгота Количество семей 20% 28 50% 24 70% 5 Как видно из таблицы в отчетный период количество семей, пользующихся предоставлением льгот было на уровне предыдущих лет. В ДОУ используются эффективные формы контроля, включая различные виды мониторинга (управленческий, методический, педагогический, контроль состояния здоровья детей, социологические исследования семей). В целях обеспечения гласности и информационной открытости на официальном сайте ДОУ ежегодно публикуется отчет о результатах самообследования. Информация на сайте обновляется не реже 1 раза в неделю. Вывод по разделу Система управления МБДОУ №4 осуществляется в соответствии с установленным законодательством, нормативно-правовой базой всех уровней управления дошкольным образованием, структурой управления и имеет положительную динамику результативности. Демократизация системы управления способствует развитию инициативы участников образовательного процесса (педагогов, родителей (законных представителей), детей). По итогам 2023 года система управления МБДОУ №4 оценивается как эффективная. В следующем году изменение системы управления не планируется. Условия дальнейшего развития системы управления ДОО: 1) Распределение функциональных обязанностей администрации образовательной организации с учетом личных способностей, профессиональных и деловых качеств. 2) Реализация прав, обязанностей и ответственности в сфере образования родителей (законных представителей) воспитанников через участие их в управлении образовательной организацией в порядке, установленном Уставом МБДОУ №4. 3) Дальнейшее обеспечение открытости и доступности информации о структуре и деятельности органов управления образовательной организацией. Раздел 3. Оценка образовательной деятельности и организации коррекционно-образовательного и воспитательного процессов В отчетный период образовательная деятельность детского сада осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Детский сад функционирует в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», и СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Образовательная деятельность ведется на основании утвержденной адаптированной образовательной программы дошкольного образования, которая составлена в соответствии с ФГОС дошкольного образования, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Для выполнения требований норм Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ Детский сад провел организационные мероприятия по внедрению федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 №1028 (далее – ФАОП ДО), в соответствии с утвержденной дорожной картой. Для этого создали рабочую группу в составе заведующего, старшего воспитателя, учителя-дефектолога, воспитателя. Результаты: - утвердили новую адаптированную образовательную программу дошкольного образования Детского сада, разработанную на основе ФАОП ДО, и ввели в действие с 01.09.2023; - скорректировали план-график повышения квалификации педагогических работников по вопросам применения ФАОП ДО; - провели информационно- разъяснительную работу с родителями (законными представителями) воспитанников. 3.1. Сведения о контингенте воспитанников на 31.12.2023г. В связи с тем, что учреждение по своему виду является единственным в городе, оно комплектуется из числа дошкольников, состоящих на учете у врача-офтальмолога в городской детской поликлинике. Воспитанники, поступающие в МБДОУ на основании заключения ПМПК, имеют различные формы зрительных нарушений: косоглазие, амблиопия, миопия, астигматизм и др. По данным статистического отчета «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми» (форма 85-К-2022) в отчетный период детский сад посещало 59 воспитанников с ОВЗ в возрасте от 2 до 7 лет. В отчетный период в детском саду функционировало 5 групп компенсирующей направленности. В мае 2023 года в школу был выпущено 19 дошкольников. № Характеристика видов групп в 2022году: Наименование группы Возраст Количество детей детей 1 I младшая группа компенсирующего вида 2-3 7 2 II младшая группа компенсирующего вида 3-4 12 3 Средняя группа компенсирующего вида 4-5 13 4 Старшая группа компенсирующего вида 5-6 13 5 Подготовительная группа компенсирующего вида 6-7 14 Итого детей 59 Приоритетное направление деятельности в группах компенсирующей направленности в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 31.07.2020г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» – обеспечение коррекции нарушений развития и социальной адаптации воспитанников с нарушениями зрения с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Прием в ДОУ и отчисление детей в отчетный период проводились в соответствии с «Правилами приема детей на обучение по образовательным программам дошкольного образования в МБДОУ детском саду №4 г. Донецка». 3.2. Оценка организации коррекционно-образовательного процесса Организация коррекционно-образовательного процесса регламентировалась основной адаптированной образовательной программой, где определены календарный учебный график и учебный план, который является локальным нормативным документом, раскрывающим специфику образовательной деятельности МБДОУ детского сада №4 г.Донецка в содержательном и процессуальном направлениях. Продолжительность учебной недели в соответствии с календарным учебным графиком и реализуемой АОП – 5 дней, нерабочие дни – суббота, воскресенье и праздники. Продолжительность учебного процесса в 2023 году составила – 37 недель. Летние каникулы – 92 календарных дня/13 недель. Праздничные дни составили – 3 недели. Учебный план устанавливает объём образовательной нагрузки основной части АОП ДО и части, формируемой участниками образовательных отношений и регламент непрерывной образовательной деятельности в МБДОУ детском саду№4 г.Донецка. За 2023 год трудоемкость учебного плана составила: Возраст детей Количество НОД в неделю Количество НОД в год 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 10 10 10 360 360 360 5-6 лет 12 432 6-7 лет 15 540 Реализация учебного плана в 2023 году предполагала учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников с нарушениями зрения, спецификой образовательных областей. В отчетный период коррекционно-образовательный процесс в учреждении строился на основе режима дня, утвержденного заведующим, который устанавливает распорядок бодрствования и сна, приема пищи, гигиенических и лечебных, и оздоровительных процедур, организацию образовательной деятельности, прогулок и самостоятельной деятельности воспитанников и расписанием организованной образовательной деятельности. Решение программных образовательных задач предусматривалось в рамках следующей модели ежедневного планирования образовательной деятельности: Совместная деятельность детей и взрослого Непрерывная Образовательная образовательная деятельность в деятельность режимных моментах Самостоятельная деятельность детей Образовательная деятельность в семье, взаимодействие с социумом В режиме дня на организацию учебного процесса выделялось определенное время в первой и во второй половине дня. Предельная недельная и годовая учебная нагрузка на одного воспитанника устанавливалась в соответствии требованиям СанПиН 1.2.3685-21, СП 2.4.3648-20 и СанПиН 2.3/2.4.3590-20., учитывая возрастные и психофизические способности ребенка, и в соответствии с реализуемой АОП. Единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебного процесса являлась непрерывная образовательная деятельность (НОД, занятие), которая проводилась в соответствии с расписанием. Соблюдался максимально допустимый объем образовательной нагрузки. В первой половине дня объем образовательной нагрузки во 2 младшей и средней группах не превышал 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной – 45 минут и 1, 5 часа соответственно. Во второй половине дня в старшей и подготовительной группе не более 30 минут. Для снятия нагрузки на обучающихся в процессе организации образовательной деятельности проводились: динамические паузы, физкультминутки и обязательная для наших воспитанников гимнастика для глаз. Перерывы в организации учебного процесса составляли не менее 10 минут. Учебную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, педагоги организовывали в первую половину дня в соответствии с расписанием организованной образовательной деятельности. Нарушений в 2023 году не выявлено. 3.3. Оценка организации здоровьесбережения, коррекционного и лечебновосстановительного процессов Медицинское сопровождение образовательного процесса в МБДОУ осуществлялось в отчетный период сотрудниками ЦГБ. С целью выполнения задачи по охране и укреплению здоровья воспитанников в ДОУ реализовывалась система физкультурно-оздоровительной работы. Планово проводился мониторинг психофизического развития воспитанников; ежемесячно осуществлялся сбор и анализ информации о состоянии заболеваемости и посещаемости воспитанниками МБДОУ, по результатам которого выявлялись причины, отрицательные тенденции, принимались управленческие решения. Педагоги детского сада ежегодно при организации образовательного процесса учитывали уровень здоровья детей и строили образовательную деятельность с учетом здоровья и индивидуальных особенностей детей с нарушениями зрения. В физическом развитии дошкольников основными задачами для детского сада являются охрана и укрепление физического, психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Оздоровительный процесс включал в себя: профилактические, оздоровительные мероприятия; общеукрепляющую терапию (витаминотерапия, полоскание горла); организацию рационального питания (четырехразовый режим питания); санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия; двигательную активность; комплекс закаливающих мероприятий; использование здоровьесберегающих технологий и методик (дыхательные гимнастики, индивидуальные физические упражнения, зрительная гимнастика); режим проветривания и кварцевания. Для повышения эффективности работы по снижению заболеваемости, в 2023 году в «План оздоровительно-профилактической работы» были включены мероприятия, направленные на укрепление иммунитета воспитанников: проведение оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры в помещении и на воздухе, воздушные ванны, дыхательная гимнастика, ходьба босиком по профилактическим коврикам до и после сна), проветривание и кварцевание помещений групп обеспечило эффективность работы по данному направлению. К часто болеющим детям осуществлялся индивидуальный подход. Педагогами также проведена планомерная работа с родителями (законными представителями) воспитанников по иммунизации против гриппа и ОРВИ. Одним из основных направлений физкультурно-оздоровительной работы являлось создание оптимальных условий для двигательной активности детей, формирование у них необходимых двигательных умений и навыков, а также воспитание положительного отношения к здоровому образу жизни. На итоговом педагогическом совете (май, 2023г.) был проведен анализ состояния здоровья воспитанников по результатам статотчета за 2022 и сравнительный анализ физического развития воспитанников ДОУ за последние три года, также педагоги делились передовым опытом по теме «Здоровьесберегающие техники и технологии» и обсуждали проблемы взаимодействия медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Особое место в коррекционно-образовательном процессе отведено занятиям с тифлопедагогами, которые проводят коррекционно-развивающую работу с детьми. Известно, что зрительные нарушения осложняют познание детьми окружающего мира и ориентировку в нем. На занятиях развитию зрительного восприятия и ознакомлению с окружающим, развитию сенсорных эталонов педагогами широко используются ТРИЗтехнологии, методы схематизации и моделирования, информационно-коммуникационные технологии. Сенсорное и физическое развитие – основа коррекционной работы, поэтому дидактические и подвижные игры, экскурсии, целевые прогулки важная составляющая образовательной деятельности. Большое внимание отводится логопедической работе по коррекции всех компонентов речи с учетом особенностей психической деятельности дошкольника с нарушением зрения – обучение детей органически связано с воспитанием у них зрительного и слухового внимания, памяти, восприятия. Важным коррекционным требованием распорядка жизни детей в ДОУ является система двигательной активности, предусматривающая преодоление гиподинамии у дошкольников с нарушениями зрения, обусловленной трудностями зрительнодвигательной ориентировки. Зрительная гимнастика – обязательная составляющая часть любого занятия. Она не существует сама по себе, но продолжает и дополняет аппаратную тренировку зрительного анализатора, комплексно воздействует на развитие ребенка и эффективно сочетается с развитием пространственной ориентировки и физическим развитием детей. В своей работе педагоги активно используют методики В.Ф. Базарного, У.Бейтса и М.Корбетт «Улучшение зрения без очков». Регулярно проводятся специальные упражнения на расслабление зрительных функций: соляризация, пальминг, большие и пальцевые повороты. В детском саду осуществляется системный подход к проблеме восстановления зрения и образования детей на основе содружества медицины и педагогики, тесной связи с наукой. В практической работе специалистов широко используются материалы исследований ученых в области офтальмологии, тифлопедагогики, тифлопсихологии: Л.И. Плаксиной, Л.А. Григо-рян, В.А. Феоктистовой, М.А. Мишина и др. Офтальмологическое лечение в детском саду осуществляется врачомофтальмологом и медицинскими сестрами. Ежедневно на офтальмологическом оборудовании осуществлялось лечение дистрофических заболеваний сетчатки и зрительного нерва, сосудистых заболеваний глаз, прогрессирующей миопии, амблиопии любой этиологии, спазма аккомодации. Корригировались нарушения зрительных функций и бинокулярного зрения при содружественном косоглазии. Этапы офтальмологического лечения сочетаются с выбором и содержанием коррекционно-развивающей работы. 3.4. Оценка организации воспитательного процесса С 01.09.2021 МБДОУ детский сад №4 г. Донецка реализует рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, которые являются частью адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования. Среди планируемых результатов воспитательной работы мы рассматривали такие личностные качества ребенка как любовь к семье, интерес к истории страны, забота о других, отзывчивость, готовность к совместной деятельности со сверстниками. За 2 года реализации программы воспитания родители выражают удовлетворенность воспитательным процессом в детском саду, что отразилось на результатах анкетирования, проведенного 20.12.2023. Чтобы выбрать стратегию воспитательной работы, в 2023 году проводился анализ состава семей воспитанников. Анализ качественного состава семей позволяет отметить, что 54 семьи (91% от общего количества семей) – полные, 5 семей (9% от общего количества семей) – неполные. Образовательный уровень родителей: средне-специальное – 46 %, высшее –43 %, без образования 11%. Жилищные условия семей – удовлетворительные; В составе родителей ДОУ достаточно большое количество семей, имеющих двух и более детей – 40 семей (68%). Опыт этих родителей был использован педагогами в построении взаимодействия с родителями первой группы. Характеристика потребителей услуг позволила сделать выводы: 1. Данные образовательного статуса родителей (законных представителей) показывают тенденцию к росту их образованности, что говорит о достаточном уровне их готовности к восприятию психолого-педагогической информации и активному включению в образовательный процесс. 2. Показатели социального статуса семей информируют о возможности участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности как внутри групп, так и в мероприятиях всего ДОУ, необходимости использования для этого различных форм и содержания (увеличивается количество служащих и рабочих специальностей). Воспитательная работа строится с учетом индивидуальных особенностей детей, с использованием разнообразных форм и методов, в тесной взаимосвязи воспитателей, специалистов и родителей. Направления воспитательной работы в ДОУ в отчетный период: 1. Воспитание гуманного отношения к окружающему миру, человеку, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине; 2. Воспитание уважения к людям разных национальностей, государственной символике; 3. Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни; 4. Развитие детского и семейного творчества. Организационное сопровождение воспитательно-образовательного процесса осуществлялось в течение отчетного периода через комплекс мероприятий, спланированных в «Планах деятельности МБДОУ №4» в различных формах: 1. Городские детские конкурсы. 2. Региональные профилактические акции, мероприятия 3. Конкурсы, акции, праздники ДОУ 4. Традиционные тематические недели 5. Выставки, конкурсы ДОУ 6. Спортивные мероприятия 7. Музыкальные праздники, концерты, досуги Выводы по разделу В отчетный период образовательная деятельность проводилась в соответствии с действующими нормативными документами, была направлена на реализацию АОП и повышение качества образования. В соответствии с АОП, коррекционно-образовательный процесс строился с учетом требований санитарно-гигиенического режима в дошкольных учреждениях, возрастных принципов и адекватных дошкольному возрасту форм работы, был направлен на предоставление равных возможностей для полноценного развития и обучения каждого ребенка, сохранение и укрепление его здоровья. Организация воспитательно-образовательного процесса соответствует требованиям социального заказа (родителей), педагогический процесс отмечается гибкостью, ориентированностью на возрастные и индивидуальные особенности детей с нарушениями зрения, что позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к детям. Плановый контроль, проводимый в ДОУ, нарушений в организации учебного и воспитательного процессов не выявил. Учебная нагрузка во всех группах выполнена в полном объеме. Количество часов, отведенных на НОД, не превысило максимально допустимый объем образовательной нагрузки. Программа воспитания за отчетный период и планы воспитательной работы выполнены в полном объеме. Условия дальнейшего развития содержания образования: 1) Дальнейшая реализация рабочей программы воспитания и календарных планов воспитательной работы. 2) Дальнейшее выстраивание сотрудничества с социальными партнерами для повышения качества образования с учетом образовательных потребностей и интересов детей и запросов родителей. Раздел 4. Оценка содержания и качества подготовки воспитанников. Востребованность выпускников 4.1. Характеристика реализуемых образовательных программ Образовательная деятельность в МБДОУ детском саду №4 г. Донецка в отчетный период осуществлялась по адаптированной образовательной программе дошкольного образования (далее – Программа, АОП ДО). Электронный вариант (копия) АОП ДО и краткая презентация к ней имеются на официальном сайте учреждения. Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», ФОП и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОСДО, Стандарт), с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста (2-7 лет) с нарушениями зрения. Содержание Программы выстроено в соответствии с Примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования для детей с амблиопией и косоглазием, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол№ 6/17от 7 декабря 2017 г.). В качестве наполнения содержательного раздела АОП использованы и реализуются следующие коррекционные и общеобразовательные программы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга» Под редакцией Соловьева Е. В - «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Коррекционная работа в детском саду» под редакцией Л.И. Плаксиной, 2003г. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. Часть АОП, сформированная участниками образовательных отношений, соответствует специфике ДОУ и возможностям педагогического коллектива, разработана с учетом образовательных потребностей и интересов детей с нарушениями зрения, и их родителей (законных представителей). Рабочие программы воспитателей и специалистов, комплексно- тематические планы по всем образовательным областям и возрастным группам представлены в полном объеме, соответствуют реализуемой АОП и квалификации педагогов. Образовательный процесс в ДОУ осуществляется на русском языке с позиции личностно-ориентированной педагогической системы: разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников. В 2023 году в целях обеспечения качественного воспитательно-образовательного процесса осуществлялось сопровождение родителей: консультации, рекомендации в использовании литературы, техническая поддержка. Данные мониторинга свидетельствуют о достаточной вовлеченности и понимании родителями ответственности за качество образования своих детей. 4.2. Оценка качества подготовки воспитанников Уровень развития воспитанников анализируется ежегодно по итогам педагогической диагностики. Формы проведения диагностики: диагностические занятия (по каждому разделу программы), диагностические срезы, наблюдения, итоговые занятия. В отчетный период планово работал ПП-консилиум, где разрабатывались индивидуальные маршруты развития детей, и осуществлялось их сопровождение через динамическое наблюдение. В каждой группе проведено по три плановых заседания ППк. Оценка уровня развития детей проводилась по диагностическим картам освоения АОП в каждой возрастной группе. Карты включают анализ уровня развития воспитанников в рамках целевых ориентиров дошкольного образования и качества освоения образовательных областей. По итогам диагностического обследования старшим воспитателем давались рекомендации педагогам по подгрупповой и индивидуальной работе с детьми. Планово проводилась консультационная работа с родителями воспитанников. Особое внимание уделялось коррекционно-развивающей работе. Оценка индивидуального развития ребенка осуществлялась в рамках мониторинга развития детей. Основная задача мониторинга в дошкольном учреждении заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние, которое оказывает образовательный процесс на развитие ребенка. Исходя из этого, мониторинг подразделяется на мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Уровень достижений, обучающихся (воспитанников) МБДОУ по освоению содержания АОП ДО за учебный год составил 93%. Средний уровень достижений воспитанников по освоению содержания АОП ДО по образовательным областям: Как видно из диаграммы, наиболее высокие результаты освоения АОП получены по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие» – 94%, «Художественно-эстетическое развитие» – 95%. Сравнительные данные по освоению содержания АООП обучающимися (воспитанниками) за последние три года: Наименование показателей 2020-2021 уч. год 2021-2022 уч. год Уровень достижений воспитанников по освоению % содержания АОП 89 91% Положительная динамика за год 34 40 2022-2023 уч. год 93% Средний за три года 91% 50 41 Ниже представлены результаты итогового мониторинга по освоению детьми содержания АОП по каждой из образовательных областей: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Анализ выявил, что у 71% обучающихся развиты навыки общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; развит социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, сформирована готовность к совместной деятельности со сверстниками, сформировано уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; сформированы основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. Однако у 23% обучающихся показатель в стадии становления (формирования), а у 3% на стадии «точка роста». Образовательная область «Познавательное развитие» Анализ выявил, что у 70% обучающихся сформированы первичные представления о себе, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. В тоже время, у 20% обучающихся показатель в стадии становления (формирования), а у 7% – на стадии «точка роста». Образовательная область «Речевое развитие» Анализ выявил, что у 55% обучающихся сформированы навыки свободного общения со взрослыми и сверстниками, дети овладели конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Обучающиеся проявляют интерес к чтению, знакомству с книжной культурой, детской литературой. Однако, у 35% воспитанников показатель в стадии становления (формирования), а у 8% на стадии «точка роста». Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Анализ показал, что 57% детей проявляют интерес к различным видам изобразительной и конструктивной деятельности, сформированы умения в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве. Воспитанники умеют взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ. Развиты предпосылки ценностносмыслового восприятия и понимания музыкального искусства, основы музыкальной культуры. У детей развиты музыкальные способности, интерес к музыкальнохудожественной деятельности, творчеству. Однако, у 31% воспитанников показатель в стадии становления (формирования), у 6% на стадии «точка роста». Образовательная область «Физическое развитие» Анализ диагностики образовательной области «Физическое развитие» показал, что программным материалом овладели 66% обучающихся. Однако, 28% обучающихся приобрели недостаточный опыт двигательной деятельности, в том числе связанный с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств. Прежде всего, это часто болеющие дети, дети с III, IV, V группами здоровья. Результаты освоения обучающимися АОП использовались исключительно для решения следующих образовательных задач: - индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка с ОВЗ, построения его образовательной траектории); - оптимизации работы с группой детей. Вывод: результаты освоения содержания АОП обучающимися (воспитанниками) достаточно высокие, выше прошлого года, превышают средний показатель за три последних года и плановый показатель выполнения муниципального задания (не ниже 90%). Положительная динамика за год составила 50%, что также выше показателей предыдущих лет и среднего показателя за три прошедших года. Сравнительные данные за последние три года говорят о стабильности в работе педагогического коллектива и прогрессирующей положительной динамике результатов освоения воспитанниками АОП. Работа по реализации основной образовательной программы продолжается в 2023-2024 году, и итоговый уровень освоения воспитанниками АОП ДО за учебный год будет определен в мае 2024года. 4.3. Оценка участия воспитанников в конкурсных и массовых мероприятиях разного уровня С целью создания условий для разностороннего развития воспитанников и поддержки одарённых детей в дошкольном образовательном учреждении ежегодно организуются конкурсы, выставки. Результатом работы в этом направлении является ежегодное участие воспитанников в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах. 29 % Познавательное развитие Социально- 36 % коммуникативное Речевое Физическое 7% 7% Художествено-эстетическое 21 % Анализ участия воспитанников в конкурсах разного (образовательным областям): уровня по направлениям Всего в 2023 году 86% воспитанников стали участниками и победителями 28 конкурсов и других образовательных и культурных мероприятий разного уровня, многие из них неоднократно. Меньше всего наши воспитанники приняли участие в мероприятиях по направлениям физическое и речевое развитие. 4.4. Оценка качества работы по здоровьесбережению Все дети (100%) в течение года были охвачены оздоровительными мероприятиями. Воспитанники ДОУ в течение года принимали активное участие в различных спартакиадах и оздоровительных мероприятиях: В то же время анализ работы по здоровьесбережению детей за отчетный год показал, что несмотря на проводимые мероприятия показатель «число дней, пропущенных одним ребенком по болезни», достаточно высокий, составил 18,2 дня. Показатель «посещаемость детей» повысилась по сравнению с прошлым годом, составила 82%, случаев детского травматизма не зафиксировано. Показатель «случаев заболеваемости на 100» немного снизился по сравнению с прошлым годом и составил 242 случая. Данный показатель складывается из длительного отсутствия одних и тех же детей, обусловлен возрастными особенностями детей младшего дошкольного возраста, первый год посещающих детский сад, увеличением числа детей с хроническими заболеваниями. Анализ показал, что уровень эффективности лечебно-восстановительной работы составил 100%. Сравнительные данные за последние три года: Наименование показателей Всего выпущено детей с нарушением зрения\чел Количество\доля детей со значительным улучшением В том числе, с полным выздоровлением Количество\доля детей с частичным улучшением Количество\доля детей без изменений 2021 30 2022 21 2023 23 Средний за 3 года 25\100% 10\33% 13\62% 15\65% 13\53% - 4 чел 5 чел 3 чел 18\60% 8\38% 8\38% 11\44% 2\7% - - 0,7\2% Таким образом, можно говорить, что результаты коррекционной работы стабильно высокие, держатся на уровне средних за три года, общий показатель выше планового (план – не ниже 85%). 4.5. Качество подготовки выпускников Одним из значимых показателей качества образовательной работы ДОУ является уровень освоения выпускниками содержания АОП ДО, и их востребованность при зачислении в 1-е классы школ города. В 2023 году количество выпускников составило 19 человек. Обработка данных мониторинговых исследований позволила выявить уровень достижений выпускников по освоению содержания АООП ДО за учебный год, который составил 93%, данные результаты достаточно высокие, выше показателей прошлых лет и средних показателей за три года, достигнута значительная положительная динамика – 37%. Сравнительные результаты педагогической диагностики по освоению содержания АООП выпускников за последние три года показывают рост показателей и прогрессирующую положительную диагностику: Наименование показателей 2020-2021 уч. год 2021-2022 уч. год 2022-2023 уч. год Средний за три года Уровень достижений выпускников по освоению содержания АООП 92% 95% 93% 93% Динамика за год +35 +37 +46 +39 Готовность дошкольника к обучению в школе характеризует достигнутый уровень психологического развития до поступления в школу. В мае 2023 года была проведена диагностика уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у воспитанников подготовительной к школе группы (19 чел./100%).Результаты готовности к школе детей подготовительных групп: Уровень готовности к школе Готов к началу регулярного обучения Условно не готов к началу регулярного обучения Не готов к началу регулярного обучения Результат 19 чел./100% 0 чел./0% 0 чел Результаты педагогического анализа показали преобладание детей с высоким уровнем психологической готовности к школьному обучению (100%), что говорит об эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Участие выпускников в 2023 году в конкурсах, фестивалях, турнирах разного уровня: международный всероссийский муниципальный 18 дипломов 58 дипломов 28 дипломов 10 12 14 16 18 Положительные результаты достигнуты благодаря использованию педагогами методов, способствующих развитию самостоятельности, познавательных интересов детей, созданию проблемно-поисковых ситуаций, использованию эффективных здоровьесберегающих технологий и обогащению предметно-развивающей среды. 4.6. Востребованность выпускников В мае 2023 года все выпускники МБДОУ были зачислены в 1-е классы различных школ города. Результаты освоения содержания АООП выпускниками достаточно высокие, выше уровня среднего показателя за три года. Достигнута значительная положительная динамика – 46%. Результаты педагогического анализа показали преобладание детей с высоким уровнем психологической готовности к школьному обучению (81%), что говорит об эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Учителя школ отмечают, что у выпускников 2023 года достаточно сформирована учебно-познавательная мотивация, дети проявляют желание учиться и узнавать новое. У обучающихся на высоком уровне сформирована интеллектуальная сфера. Выпускники умеют анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать, классифицировать, у них развита способность осознанно воспринимать новую для них информацию. Достаточно развита мелкая моторика рук. Выявлены небольшие проблемы в сформированности произвольности поведения, не у всех выпускников сформирована адекватная самооценка, т.е. ребенок не обладает определенным уровнем отношения к самому себе, над этими педагогами предстоит поработать. Выводы по разделу Все нормативные локальные акты в части содержания, организации образовательного процесса в детском саду имеются в наличии. Средний уровень достижений освоения содержания АООП воспитанниками за учебный год составил 93%, что превышает средний показатель за три последних года и плановый показатель муниципального задания. Результаты освоения содержания АООП выпускниками достаточно высокие – 95%, что выше показателей прошлых лет и средних показателей за три года, достигнута значительная положительная динамика – 46%. У 81% выпускников высокий уровень психологической готовности к школьному обучению. Выпускники учреждения востребованы, что свидетельствует о качестве подготовки к школе. Средний уровень достижений воспитанников в освоении содержания дополнительных программ за учебный год составил 91%. Все дополнительные программы реализуются в полном объеме. В 2023 году воспитанники МБДОУ №4 принимали активное участие в конкурсных и массовых мероприятиях разного уровня, что позволило раскрыть их интеллектуальный и творческий потенциал. Это свидетельствует о профессиональном подходе педагогов к реализации принципов индивидуализации и социализации (ФГОС ДО) и задач реализуемой образовательной программы. Условия дальнейшего развития 1). Активное привлечение родителей к использованию электронных ресурсов, как средства получения информации, поддержки связи с педагогами, администрацией детского сада, благодаря чему можно повысить уровень информированности родителей о достижениях ребёнка и возникающих проблемах. 2). Расширение спектра вариативных образовательных услуг с целью повышения качества подготовки обучающихся (воспитанников) на этапе завершения периода обучения и повышения процента удовлетворённости родительской общественностью деятельностью ДОУ. 3). Дальнейшее создание психолого-педагогических условий для участия воспитанников в мероприятиях различного уровня по всем направлениям развития. Раздел 5. Оценка кадрового обеспечение ДОУ Администрация ДОУ: на 30.12.2023г. укомплектованность – 100%. Педагогические работники: укомплектованность – 100%. Всего в ДОО в 2023 году работали 18 педагогов, в том числе: 10 воспитателей,8 специалистов: 4 тифлопедагога, 2 логопеда, 1 музыкальный руководитель,1 педагог-психолог Возрастной ценз: Педагоги имеют различный возрастной ценз и педагогический стаж работы. Основу составляют женщины в возрасте старше 50 лет – 10 человек (56 %), от 40 до 50 лет - 4 человек (22 %), от 30 до 40 лет – 3 человек (17 %), молодые работники до 30 лет – 1 человек (5 %). Образовательный ценз: 100% педагогов имеют педагогическое образование, высшее педагогическое образование – у 11 (61%) педагогов, среднее специальное – у 7 (39%) педагогов. высшее 61% среднее 39% Квалификационный ценз: Имеют квалификационную категорию: высшую квалификационную категорию – 8 (45%) педагогов; первую квалификационную категорию – 7 (39%) педагогов; без категории – 3 (16%) педагога. Высшая Первая Без кат. Повышение квалификации, аттестация в 2023 году: Педагоги ДОУ регулярно повышают профессиональную компетентность в вопросах организации работы с детьми с ОВЗ. По итогам мониторинга численность педагогов, освоивших дополнительные профессиональные программы повышения квалификации педагогических работников в прошедшем году: - 7 педагогов обучились на КПК в размере 72 часа; - 1 педагог прошел переподготовку по дополнительной профессиональной программе «Дефектология» (540 ч.); 18 педагогов прошли обучение по программе «Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи» в объеме 36 ч. Реализуется План наставничества, действуют творческие группы по реализации годовых задач. Педагоги детского сада активно принимали участие в работе ГМО, в конкурсных Педагоги повышают свой профессиональный уровень на конкурсах профессионального мастерства, стажировках, эффективно участвуют в работе методических объединений, знакомятся с опытом работы своих коллег и других дошкольных учреждений, а также саморазвиваются. Все это в комплексе дает хороший результат в организации педагогической деятельности и улучшении качества образования и воспитания дошкольников. Однако анализ участия педагогов в профессиональных конкурсах в 2023 году показал снижение уровня активности педагогов в рамках деятельности ГМО разных направлений (работа в творческих, проблемных, проектировочных группах, выступление с опытом работы). По итогам 2023года детский сад перешел на применение профессиональных стандартов. Из 18 педагогических работников все соответствуют квалификационным требованиям профстандарта «Педагог». Их должностные инструкции соответствуют трудовым функциям, установленным профстандартом «Педагог». Доля педагогов и административных работников, имеющих отраслевые награды, звания: - Почетная грамота Министерства образования РФ – 1 чел. - Почетная грамота МОиН Ростовской области – 1чел Выводы по разделу В детском саду созданы кадровые условия, обеспечивающие качественную реализацию АОП ДО в соответствии с требованиями обновления дошкольного образования. Анализ соответствия кадрового обеспечения показал, что штатное расписание не имеет открытых вакансий, состав педагогических кадров соответствует виду детского учреждения. В учреждении созданы условия для непрерывного профессионального развития педагогических работников через систему методических мероприятий. Педагоги МБДОУ №4 зарекомендовали себя как инициативный, творческий коллектив, умеющий найти индивидуальный подход к каждому ребенку с ОВЗ, помочь раскрыть и развить его способности. Таким образом, система психолого-педагогического сопровождения педагогов, уровень профессиональной подготовленности и мастерства, их творческий потенциал, стремление к повышению своего теоретического уровня позволяют педагогам создать комфортные условия в группах и успешно строить педагогический процесс с учетом требований Ф О П и ФГОС ДО. Педагогический коллектив участвует в инновационной деятельности, в работе по обобщению и трансляции передового педагогического опыта, в работе методических объединений, конкурсов профессионального мастерства и т.д. Однако необходимо более активно принимать участие в методических мероприятиях разного уровня, так как это, вопервых, учитывается при прохождении процедуры экспертизы во время аттестации педагогического работника, а во-вторых, играет большую роль в повышении рейтинга детского сада. Условия дальнейшего развития кадрового обеспечения 1) Планирование и организация обучения педагогов по дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки) на основе диагностики состояния уровня профессиональной компетенции педагогических кадров, анализа выявленных профессиональных затруднений и карьерных ориентаций. 2) Дальнейшее формирование практик коллективной работы в малых творческих группах по разработке проектов, направленных на профессиональный рост педагогов ДОУ и эффективность образовательного процесса. 3) Оптимизация участия педагогов в методических мероприятиях разного уровня. 4) Развитие материального стимулирования эффективной работы педагогов. Раздел 6. Внутренняя система оценка качества образования Организационные аспекты ВСОКО Внутренняя система оценки качества образовательной деятельности – основной источник информации для анализа качества осуществления образовательной деятельности в соответствии с законодательством РФ в области образования и создания условий для реализации Основной образовательной программы ДОО, на основе которого принимаются управленческие решения или проводится корректировка принятых ранее решений. Нормативная база регулирования процедуры оценки качества образования в рамках организации и проведения самообследования включает: - Положение «О внутренней системе оценки качества образования в МБДОУ детского сада №4 г. Донецка» (утверждено приказом заведующего от 01.09.2018г. № 72 с учетом мнения Педагогического совета, протокол от 28.08.2018г. №1); - приказ заведующего МБДОУ детского сада №4 г.Донецка от 07.02.2023г. №22 «О проведении самообследования в МБДОУ №4 за 2023год». - отчет по результатам самообследования за 2022 год. В МБДОУ детском саду №4 г. Донецка проводится внешняя оценка образовательной деятельности (родителями) и внутренняя (мониторинг по результатам контроля). Цель контроля: оптимизация и координация работы всех структурных подразделений детского сада для обеспечения качества образовательного процесса. В детском саду используются эффективные формы контроля: - различные виды мониторинга: управленческий, медицинский, педагогический, - контроль состояния здоровья детей, - социологические исследования семей. Контроль в детском саду начинается с руководителя, проходит через всех и направлен на следующие объекты: - охрана и укрепление здоровья воспитанников, - образовательный процесс, - кадры, аттестация педагогов, повышение квалификации, - взаимодействие с социумом, - административно-хозяйственная и финансовая деятельность, - питание детей, - техника безопасности и охрана труда работников и жизни воспитанников. С помощью тестов, анкет, бесед изучается уровень педагогической компетентности родителей, их взгляды на воспитание детей, их запросы, желания, потребность родителей в дополнительных образовательных услугах. Периодически изучая уровень удовлетворенности родителей работой ДОУ, корректируются направления сотрудничества с ними. Оценка качества образования в детском саду осуществляется в соответствии с Планом-графиком контроля на текущий учебный год. Результаты контроля рассматриваются на Общих собраниях работников, Педагогическом совете, Совете Учреждения. Особое внимание в рамках функционирования ВСОКО уделяется мониторингу здоровья и посещаемости воспитанников с нарушением зрения, эффективности коррекционной и лечебно-восстановительной работы, удовлетворенности родителей по вопросу оценки качества образовательных услуг. Исследование удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством предоставляемых услуг В рамках деятельности ВСОКО ежегодно в ДОУ проводится анализ работы по изучению мнений участников образовательных отношений о деятельности дошкольного образовательного учреждения с помощью анкетирования, собеседований: 1. Анализ запросов потребителей образовательных услуг, пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников. 2. Анкетирование педагогов по итогам учебного года (самоконтроль). 3. Получение отзывов о работе МБДОУ через анкетирование родителей, на сайте образовательного учреждения, на адрес электронной почты. Анонимная анкета содержала 8 вопросов, в которых содержание вопросов отражало психологический климат в ДОУ, профессионализм педагогов, качество образовательных услуг, материально-технической и учебно-методической базы, информатизацию образовательного процесса, условия для обеспечения безопасности жизни и здоровья дошкольников. Задача родителей состояла в том, чтобы по каждой позиции оценить состояние дел с позиции полной или частичной удовлетворенности (от 1 до 5 баллов). По результатам анкетирования доля родителей воспитанников, удовлетворённых качеством содержания образования в ДОУ, по результатам анкетирования составила 95%. По результатам опросов участников образовательных отношений и анализа полученных отзывов можно сделать вывод о положительной оценке качества подготовки и уровне развития воспитанников, созданных в ДОУ условиях. Выводы по разделу Нормативная база регулирования процедуры оценки качества образования в МБДОУ соответствует требованиям законодательства. Удовлетворённость качеством содержания образования в ДОУ по результатам анкетирования родителей воспитанников достаточно высокая, составила 95%. В детском саду выстроена четкая система методического контроля и анализа результативности воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития дошкольника и функционирования детского сада в целом. На основании полученных данных в ДОУ планируются основные направления работы на следующий год. Обеспечена информированность участников образовательных отношений о функционировании внутренней системы оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении (сайт ДОУ, собрания, педсоветы, административные совещания). Условия дальнейшего развития 1). Обновление банка данных ВСОКО с систематизированными данными по итогам мониторинговых исследований и внутреннего контроля (схемы, анкеты, графики, таблицы и т.д. с текстовым сопровождением). 2). Планомерное программное обеспечение сбора, хранения, статистической обработки и представления информации о состоянии и динамики развития системы образования в ДОУ. 3). Разработка Плана мероприятий, направленных на совершенствование системы оценки качества образования ДОУ. Раздел 6. Оценка учебно-методическое и библиотечно-информационное обеспечение Наличие учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения Учебно-методический и библиотечный фонд МБДОУ детского сада №4 соответствует реализуемой АООП ДО и располагается: в методическом кабинете, кабинетах специалистов, группах детского сада. УМК и библиотечный фонд представлены методической литературой по всем образовательным областям АООП, а также: детской художественной литературой, другими информационными ресурсами на различных электронных носителях. В каждой группе имеется банк необходимых учебно-методических пособий, рекомендованных для планирования образовательной работы в соответствии с АООП. Эффективность информационного обеспечения ДОУ обеспечено современной информационной базой (локальная сеть, выход в интернет, электронная почта и т.д.) Наблюдается востребованность библиотечного фонда и информационной базы со стороны администрации и сотрудников. У ДОУ есть действующий официальный сайт, соответствующий установленным требованиям. Сайты педагогических работников, закрытые группы в соцсетях. Для реализации, адаптированной основной образовательной программы детского сада воспитатели, тифлопедагоги и учителя-логопеды используют разнообразные, в том числе авторские, электронные образовательные ресурсы. Подбор видеоматериалов, который используется для реализации образовательных задач, осуществляется в соответствии с возрастными возможностями детей с нарушением зрения, с учетом требований к зрительным нагрузкам, и календарно-тематического планирования в группах. Электронные средства обучения применяются только для детей, которым исполнилось 5 лет, согласно требованиям, п. 2.10.2 СП 2.4.3648–20. Приобретенное оборудование (оснащенность на 65%) соответствует требованиям СП 2.4.3648–20, СанПиН 1.2.3685–21 и техническим регламентам. Имеющиеся в ДОУ информационное обеспечение образовательного процесса позволяет в полной мере: - использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы; - проводить мониторинг освоения образовательной программы дошкольного образования и фиксировать ход образовательного процесса; - осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса (педагогами, родителями), в том числе интерактивное (посредством локальных и глобальных сетей), использование данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью; - взаимодействовать с организациями, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями для обмена информацией и электронными документами между учреждением и другими организациями. Выводы по разделу Учебно-методический комплекс соответствует реализуемой адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования. УМК ориентирован на ФГОС ДО, нормативно-правовой статус ДОУ; отражает специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учитывает материально-технические и кадровые условия. УМК содержит нормативно-правовое обеспечение, методические рекомендации, авторские разработки, парциальные программы, дидактические материалы, распределен по образовательным областям и возрастным категориям. По всем разделам АООП имеется справочная и художественная литература, ведется работа по своевременному пополнению и учету поступивших материалов. Библиотечно-информационное обеспечение ДОУ соответствует современным требованиям, обеспечивает проведение воспитательно-образовательного процесса в соответствии с образовательной программой; открытость и доступность информации о деятельности ДОУ. Условия дальнейшего развития УМК и библиотечно-информационного обеспечения 1). Своевременное обновление электронных образовательных ресурсов (мультимедийное сопровождение средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования). 2). Осуществление консультационно-информационной поддержки педагогов при разработке и корректировке авторских методических материалов на основе актуальных задач ДОУ. Раздел 7. Оценка материально-технического обеспечения дошкольной образовательной организации Материально-технические условия соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Помещения и территория ДОУ соответствуют: - санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН, - правилам пожарной безопасности; - возрасту и индивидуальным особенностям развития детей; - оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной средой. МБДОУ детский сад № 4 г. Донецка занимает отдельно стоящее здание. Здание кирпичное, двухэтажное, 1967 года постройки. Общая площадь зданий и помещений составляет 3038,7 кв.м. Образовательный процесс осуществляется на площади 2018,6 кв.м. Здание детского сада имеет ограждённую территорию с озеленением, имеется наружное электрическое освещение. Здание обеспечено всеми видами инженерных коммуникаций: водоснабжением, отоплением, канализацией. Территория освещена, имеются 5 игровых площадок, физкультурная площадка, цветники. На отдельной территории располагается хозяйственная зона (сарай с овощехранилищем). Учреждение обеспечено учебно-наглядными пособиями и спортинвентарём. Имеются технические средства обучения: проектор, 2 компьютера, 5 телевизоров, магнитофоны, DVD, 2 принтера, 2 МФУ. В группах созданы условия для разных видов детской деятельности: игровой, изобразительной, познавательной, конструктивной. При создании предметно-развивающей среды воспитатели учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей своей группы. Оборудованы групповые комнаты, включающие игровую, познавательную, обеденную зоны. Материально-техническая база МБДОУ в полном объеме используется в образовательном процессе. РППС в группах, кабинетах и музыкальном зале отличается коррекционной направленностью, строится на принципах полифункциональности, трансформируемости, вариативности, доступности и безопасности. Организованная в ДОУ предметно-развивающая среда инициирует познавательную и творческую активность детей, предоставляет ребенку свободу выбора форм активности, обеспечивает содержание разных форм детской деятельности, безопасна и комфорта, соответствует интересам, потребностям возможностям каждого ребенка, обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром. Для обогащения знаний детей об окружающем мире, формирования социальнокоммуникативных, навыков воспитатели используют различные технологии. Участие детей в такой деятельности повышает их уровень любознательности, познавательный интерес и развивает коммуникативную инициативу. В группах, залах и кабинетах имеются технические средства обучения, зрительные тренажеры и ориентиры, а также специальные средства коррекции. Мультимедийные средства значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка с нарушением зрения к овладению новыми знаниями. Компьютерные программы позволяют дефектологам и логопедам манипулировать графическими объектами на экране компьютера, сопровождая их звуковыми фрагментами инструкций, пояснений и указаний, развивать зрительные функции, фонематическое восприятие, учить звукобуквенному анализу, автоматизировать поставленные звуки. Безопасность: В ДОУ созданы все необходимые условия для обеспечения безопасности воспитанников и сотрудников. Территория огорожена забором, здание оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, кнопкой тревожной сигнализации для экстренных вызовов, разработан паспорт антитеррористической безопасности учреждения, имеется видеонаблюдение на территории. Обеспечение условий безопасности выполняется локальными нормативноправовыми документами: приказами, инструкциями, положениями. В соответствии с требованиями действующего законодательства по охране труда с сотрудниками систематически проводятся разного вида инструктажи: вводный (при поступлении на работу), первичный (с вновь поступившими), повторный, что позволяет персоналу владеть знаниями по охране труда и технике безопасности, правилами пожарной безопасности, действиям в чрезвычайных ситуациях. С воспитанниками детского сада проводятся беседы по технике безопасности, игры по охране здоровья и безопасности, направленные на воспитание у детей сознательного отношения к своему здоровью и жизни. В уголках для родителей помещается информация о детских заболеваниях, мерах предупреждения, профилактических мероприятиях по детскому дорожно-транспортному и бытовому травматизму. Ежедневно ответственными лицами осуществляется контроль с целью своевременного устранения причин, несущих угрозу жизни и здоровью воспитанников и сотрудников. Выводы по разделу Материально-техническая база в дошкольном учреждении соответствует требованиям нормативно-правовых актов и реализуемой АООП. Материально-техническая база обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства групповых и функциональных помещений, территории ДОО на достаточном уровне. Требуют замены окна в помещениях групповых ячеек, кабинетов специалистов и др. Степень обеспечения техническими средствами (компьютеры, видеотехника и др.) образовательного и лечебного процессов не достаточная. Оборудование, мебель, средства обучения соответствуют требованиям СанПиН; изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей, что подтверждается сертификатами соответствия (декларациями соответствия). Технологическое оборудование пищеблока в достаточной степени соответствует современным требованиям. Имеющееся в ДОО оборудование, мебель, средства обучения соответствуют требованиям охраны труда и пожарной безопасности. II. Показатели деятельности МБДОУ детского сада № 4г. Донецка за 2023 год, подлежащие самообследованию Данные приведены по состоянию на 31.12.2022г N п/п Показ атели 1. Образовательная деятельность Общая численность воспитанников, осваивающих образовательную программу дошкольного образования, в 1.1 том числе: 1.1.1 В режиме полного дня (10,5 часов) 1.1.2 В режиме кратковременного пребывания (3 - 5 часов) 1.1.3 В семейной дошкольной группе Единица измерения Количеств о чел 59 чел/% 59 /100 0 0 В форме семейного образования с психолого1.1.4 педагогическим сопровождением на базе дошкольной образовательной организации 1.2 Общая численность воспитанников в возрасте до 3 лет 1.3 Общая численность воспитанников в возрасте от 3 до 8 лет Численность/удельный вес численности воспитанников в общей численности воспитанников, получающих услуги 1.4 присмотра и ухода: 1.4.1 В режиме полного дня (10,5 часов) 1.4.2 В режиме продленного дня (12 - 14 часов) 1.4.3 В режиме круглосуточного пребывания Численность/удельный вес численности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в общей 1.5 численности воспитанников, получающих услуги: 0 чел. чел 7 52 чел/% 59/ 100 чел/% 59 /100 чел/% 0 0 59 / 100 1.5.1 По коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии чел/% 59 /100 1.5.2 По освоению образовательной программы дошкольного образования чел/% 59 /100 чел/% день 59 /100 2,4дня По присмотру и уходу Средний показатель пропущенных дней при посещении дошкольной образовательной организации по болезни на 1.6 одного воспитанника (ясли/сад) 1.5.3 1.7 1.7.1 Общая численность педагогических работников, в том числе: Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование чел. ел /% 11 /61 1.7.2 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической чел/% направленности (профиля) 1.7.3 Численность/удельный вес численности педагогических чел/ работников, имеющих среднее профессиональное % образование 1.7.4 Численность/удельный вес численности педагогических чел/ работников, имеющих среднее профессиональное % образование педагогической направленности (профиля) 1.8 Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: 18 чел/ % 11 /61 7 /39 7 /39 15 /83 1.8.1 Высшая чел/% 8 /45 1.8.2 Первая чел/% 7 /39 1.9.1 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников,педагогический стаж работы которых составляет: До 5 лет 1.9.2 Свыше 30 лет 1.9 1.10 1.11 1.12 1.13 чел/% чел/% Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет чел/ % Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет чел/ % Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников 1 7 /40 1 /5 9 /50 чел/ % 18 /100 чел/ % чел/ чел 18/100 1.14 Соотношение "педагогический работник/воспитанник" в дошкольной образовательной организации 1.15 Наличие в образовательной организации следующих педагогических работников: 1.15.1 1.15.2 1.15.3 1.15.4 1.15.5 1.15.6 Музыкального руководителя Инструктора по физической культуре Учителя-логопеда Логопеда Учителя-дефектолога Педагога-психолога Да/нет Да/нет Да/нет Да/нет Да/нет Да/нет да нет да нет да да 2. 2.1 Инфраструктура Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного воспитанника кв.м 3,3 18/66 2.2 2.3 2.4 2.5 Площадь помещений для организации дополнительных видов деятельности воспитанников кв.м Наличие физкультурного зала Наличие музыкального зала Наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность воспитанников на прогулке Да/нет Да/нет нет да Да/нет да 80