Баби
ч С.В.
Подписано
цифровой
подписью:
Бабич С.В.
Дата:
2021.05.12
08:41:43 +03'00'
Содержание
Титульный лист
Содержание
1.Целевой раздел рабочей программы
1.1 Пояснительная записка
Цель и задачи
Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Краткая психолого-педагогическая характеристика
Основания разработки рабочей программы
Срок реализации рабочей программы
Целевые ориентиры
2.Содержательный раздел рабочей программы
2.1 Интеграция образовательной области «Музыка» с другими образовательными
областями
2.2 Календарно – тематическое планирование
2.3. Содержание образовательной работы с детьми
Средней группы
2.4 Перспективное планирование в средней группе
3.Диагностика
3.1 Система педагогической диагностики (мониторинга) в средней группе
3.2 Диагностические задания для воспитанников средней группы
3.3 Диагностическая карта (4-5 лет)
3.4 Критерии оценки музыкального развития воспитанников
4.Организцционный раздел
4.1 Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников
4.2 Организация досуговой деятельности в средней группе
4.3 Культурно-досуговая деятельность
4.4. Структура реализации образовательной деятельности
4.5 Организация и формы взаимодействия с родителями (законными
представителями) воспитанников
4.6 Совместная деятельность с педагогами ДОУ
4.7 Создание развивающей предметно- пространственной среды
4.8 Методическое обеспечение образовательной деятельности (список литературы,
ЭОР, др.)
Стр.
1
2
3
3
3
3
3
4
4
4-5
6
6
7
8-11
12-17
18
18
18-21
22
23
23
23
24
25
25
26
27
27
27-28
2
1.Целевой раздел рабочей программы
1.1. Пояснительная записка
Цель
- Реализация содержания адаптированной образовательной
программы для детей с ограниченными возможностями
здоровья (слабовидящих детей, детей с амблиопией, с
косоглазием)
с требованиями ФГОС дошкольного
образования по музыкальному развитию воспитанников
Задачи
-Формирование
основ
музыкальной
культуры
дошкольников;
-Формирование ценностных ориентацией средствами
музыкального искусства;
-Обеспечение
эмоционально-психологического
благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.
-Формировать у детей навыки пения, восприятия
музыкальных произведений, музыкально-ритмических
движений, игры на детских музыкальных инструментах
Принципы и подходы к
формированию рабочей
программы
-Построение образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
-Полноценнее проживание ребёнком всех этапов детства,
обогащение детского развития;
-Поддержка инициативы детей в различных видах
деятельности;
-Учёт этнокультурной ситуации развития детей;
-Формирование познавательных интересов познавательных
действий ребёнка в различных видах
деятельности;
-Возрастная
адекватность
(соответствие
условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
Содействие и сотрудничество детей и взрослых.
Краткая психологопедагогическая
характеристика
особенностей
психофизиологического
развития детей средней
группы
Особенности развития детей в среднем дошкольном
возрасте (4-5 лет)
В среднем дошкольном возрасте, благодаря возросшей
самостоятельности и накопленному музыкальному опыту
ребёнок становится активным участником танцевальной,
певческой, инструментальной деятельности. Чувственное
познание свойств музыкального звука и двигательное,
персептивное восприятие метро ритмической
основы
музыкальных
произведений
позволяют дошкольнику
интерпретировать
характер
музыкальных образов, настроение музыки, ориентируясь в
средствах их выражения.
3
Умение понять характер и настроение музыки вызывает у
ребёнка потребность и желание пробовать себя в попытках
самостоятельного исполнительства. В этом возрасте у ребенка
возникают первые эстетические чувства, которые проявляются
при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске
и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что
он делает. Поэтому приоритетными задачами являются развитие
умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально
реагировать на нее, связывать движения с музыкой в
музыкально-ритмических движениях. Дошкольник 5-го года
жизни понимает, что музыка может выражать характер и
настроение человека (злой, плаксивый, озорной) и различает
музыку, изображающую что -либо (скачущую лошадь,
мчащийся поезд, восход солнца, плеск волн). Дети умеют
дифференцировать: выражает музыка – внутренний мир
человека, а изображает внешнее внутренний мир человека, а
изображает внешнее движение.
Основные
достижения
возраста
связаны
с
совершенствованием восприятия, развитием образного
мышления и воображения, развитием памяти, внимания,
речи. Продолжает развиваться у детей интерес к музыке,
желание её слушать. Обогащаются музыкальные
впечатления, что способствует дальнейшему развитию
основ музыкальной культуры.
Основания разработки
рабочей программы
(документы и программнометодические материалы)
Срок реализации рабочей
программы
Целевые ориентиры
освоения воспитанниками
группы образовательной
программы (по
музыкальному развитию
воспитанников)
-Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273ФЗ);
- Федеральный
государственный
образовательный
стандарт дошкольного образования (приказ Министерство
образования и Науки РФ от 17.10.2013 № 1155);
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к
устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных
образовательных
организаций
(утв.
Постановлением Главного
государственного санитарного
врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26).
-Адаптированная основная образовательная программа
МБДОУ №4 г. Донецк
2016-2019 учебный год
(Сентябрь 2016 - июнь 2019 года)
Восприятие музыки.
Воспитывать слушательскую культуру у детей, развивать
умение понимать и интерпретировать выразительные
средства музыки. Внимательно
слушать
музыку,
чувствовать ее характер, узнавать песни, пьесы по
мелодии. Различать звуки по высоте (высокий – низкий, в
пределах сексты, септимы), различать динамику
музыкальных произведений. Развивать музыкальный слух
– интонационный, мелодический, гармонический, ладовый.
Пение.
Формировать навыки в пении. Петь
выразительно, без
4
напряжения, протяжно, подвижно, согласованно (в
пределах Ре- си), брать дыхание между короткими
музыкальными фразами, произносить слова четко,
смягчать концы фраз, передавать правильно мелодию,
вместе начинать и заканчивать песню, петь с
инструментальным сопровождением и без него (с
помощью воспитателя).
Музыкально – ритмические движения
Продолжать формировать навыки в движениях под
музыку. Двигаться ритмично в соответствии с характером
музыки, в умеренном и быстром темпе, самостоятельно
менять движения в соответствии с двухчастной и
трёхчастной формой музыки. Выполнять танцевальные
движения: прямой галоп, пружинки, поскоки, ставить ногу
на носок, на пятку, кружиться по одному и в парах,
двигаться парами по кругу в танцах и хороводе,
перестраиваться из круга врассыпную и обратно.
Выполнять движения с предметами (флажки, платочки,
ленточки, куклы и др.). Инсценировать (совместно с
воспитателем) песни, выразительно передавать игровые
образы в инсценировках. Стимулировать желание ребенка
самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Воспитывать интерес к музыцированию. Исполнять на
металлофоне простейшие мелодии, построенные на одном
или двух звуках.
К концу учебного года дети могут:
- Внимательно слушать музыкальные произведения,
чувствуя его характер
- Узнавать песни по мелодии
- Различать звуки по высоте (в пределах сексты- септимы)
- Петь протяжно, подвижно, четко произносить слова
- Вместе начинать и заканчивать песни
- Выполнять движения, отвечающие характеру музыки,
самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной
формой музыкального произведения
- Выполнять движения с предметами
- Выполнять танцевальные движения: пружинку, поскоки,
двигаться парами по кругу, кружиться по одному и в парах
- Инсценировать (совместно с воспитателем) песни,
хороводы
- Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном
звуке.
5
2.Содержательный раздел рабочей программы
2.1 Интеграция образовательной области «Музыка» с
другими образовательными областями
Физическая культура
Развитие физических качеств для музыкально-ритмической
деятельности, использование музыкальных произведений в
качестве музыкального сопровождения различных видов
детской деятельности и двигательной активности.
Здоровье
Сохранение и укрепление физического и психического
здоровья детей, формирование представлений о здоровом
образе жизни через музыкальное воспитание.
Безопасность
Формирование
основ
безопасности
собственной
жизнедеятельности в различных видах музыкальной
деятельности.
Социализация
Формирование представлений о музыкальной культуре и
музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности;
формирование
гендерной,
семейной,
гражданской
принадлежности,
патриотических чувств,
чувства
принадлежности к мировому сообществу.
Труд
Использование
музыкальных
произведений
для
формирования представлений о труде, профессиях, людях
труда, желание трудится. Устанавливать взаимоотношения
со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой
деятельности.
Познание
Расширение кругозора детей в области о музыки;
сенсорное развитие, формирование целостной картины
мира в сфере музыкального искусства, творчества.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в
области музыки; развитие всех компонентов устной речи в
театрализованной деятельности; практическое овладение
воспитанниками нормами речи.
Коммуникация
Чтение
художественной Использование музыкальных произведений с целью
литературы
усиления эмоционального восприятия художественных
Художественное
творчество
произведений.
Развитие детского творчества, приобщение к различным
видам
искусства,
использование
художественных
произведений для обогащения содержания области
«Музыка», закрепления результатов восприятия музыки.
Формирование интереса к эстетической стороне
окружающей действительности;
развитие
детского
творчества.
Расписание звучания фоновой музыки в режимных
моментах.
6
2.2 Календарно – тематическое планирование (приложение №2)
7
2.3 Содержание образовательной работы с детьми
Средней группы
Месяц
Образовательные
области
Темы
направления
деятельности
IX
Социальнокоммуникативное
развитие
Речевое развитие
Художественноэстетическое
развитие
(музыкальное
развитие)
Как я провел лето
Мой детский сад
Безопасность
Дорожная азбука
Городской транспорт
Пожарная
Безопасность
Спец транспорт
Едим, летим, плывём
(транспорт)
Социальнокоммуникативное
развитие
Овощи, огород
Фрукты, Сад
Ягоды, Грибы
Лес. Деревья
Путешествие в
Хлебную страну
X
Речевое развитие
Художественноэстетическое
развитие
(музыкальное
развитие)
XI
Социальнокоммуникативное
развитие
Речевое развитие
Моя страна
Народная игрушка
Мастера земли
русской
Мой город
Осень поздняя
Основные задачи работы с
детьми
-Поощрять участие детей в
совместных
музыкальных
танцах.
играх,
Формировать диалоговую речь
- Воспитывать любовь к музыке
-Слушать произведения до конца;
- Формировать навыки в пении;
-Начинать и заканчивать движения
одновременно с музыкой;
-Формировать навыки основных
движений;
-Знакомить
в
детскими
музыкальными инструментами;
-Формировать
навыки
ориентировки в пространстве.
-Приобщение к элементарным
общепринятым нормам
взаимодействия со сверстниками и
взрослыми
-Развивать
умение
строить
высказывания
- Заинтересованно слушать музыку
-Чувствовать характер
музыки
(весёлый, грустный)
-Узнавать произведения, отвечать
на вопросы словами из текста
-Активно
петь,
естественным
голосом
-Развивать
умение
кружиться
парами, выполнять прямой галоп.
- Заинтересованно слушать музыку
-Чувствовать характер
музыки
(весёлый, грустный)
-Узнавать произведения, отвечать
на вопросы словами из текста
-Активно
петь,
естественным
голосом
-Развивать
умение
кружиться
парами, выполнять прямой галоп.
-Развивать умение решать спорные
вопросы с помощью речи
-Развивать мелкую
моторику,
слуховое восприятие.
8
Художественноэстетическое
развитие
(музыкальное
развитие)
XII
Социальнокоммуникативное
развитие
Речевое развитие
Художественноэстетическое
развитие
(музыкальное
развитие)
I
Социальнокоммуникативное
развитие
Речевое развитие
Зима
Дикие животные и
Птицы зимой
Животные полярных
Районов.
Зимние забавы
Новый год
Каникулы
Домашние животные
И птицы
В гостях у сказки
Русские народные
сказки
Авторские сказки
-Обогащать
музыкальные
впечатления
- Формировать динамический слух
-Способствовать
развитию
певческих навыков;
-Различать двухчастную форму
музыки
и
выполнять
соответствующие движения;
-Выполнять
движения
с
предметами;
-Точно в танцах передавать
игровые образы.
-Развивать умение поддерживать
беседу, общаться со сверстниками.
-Развивать умение решать спорные
вопросы
-Ритмично двигаться, выполнять
самостоятельно
основные
движения
-Двигаться по ровному кругу,
равномерно сужать и расширять
круг
-Точно передавать игровые образы
в танцах
-Начинать и заканчивать движения
в заданном темпе
-Развитие игровой деятельности с
целью освоения различных ролей
-Вызывать
желание выступать
перед
сверстниками, исполнять
песни,
играть
на
детских
музыкальных инструментах.
-развивать
умение
строить
высказывания
-Формировать потребность делиться
своими впечатлениями
Художественноэстетическое
развитие
(музыкальное
развитие)
-Закрепить
умение
слушать
инструментальную музыку
-Развивать
звуковысотный,
динамический слух
-Выразительно петь, начинать и
заканчивать пение одновременно с
музыкальным сопровождением
-Петь естественным голосом, без
напряжения;
-Выполнять
танцевальные
движения:
прямой
галоп,
пружинка
-Формировать ритмический слух,
точно
повторять ритмический
рисунок
мелодии на
детских
9
II
Социальнокоммуникативное
развитие
Речевое развитие
Кто мы? Какие мы?
Я вырасту здоровым
Полезные продукты
Профессии
Масленица
День Защитника
Отечества
Закрепление
представлений
Художественноэстетическое
развитие
(музыкальное
развитие)
III
Социальнокоммуникативное
развитие
Речевое развитие
Художественноэстетическое
развитие
(музыкальное
развитие)
IV
Социальнокоммуникативное
развитие
Речевое развитие
Художественноэстетическое
Ранняя весна
ПДД
Мой дом. Посуда
Международный
женский день,
Комнатные растения
Секреты бабушкиного
сундука
Одежда. Обувь.
Выделение и
сравнение
признаков двух
времен года «Зимавесна»
Первоцветы
Перелетные птицы
Космос
Цветы
Деревья
музыкальных инструментах.
-Развивать
умение
точно
передавать игровые образы
-В процессе игр с игрушками
развивать интерес к окружающему
миру
-Поощрять игры, развивающие
ловкость движений
-Совершенствовать умение внятно
произносить слова
-Обогащать
музыкальные
впечатления
детей с помощью
восприятия музыки
-Способствовать
общему
эмоциональному развитию детей
-Развивать
тембровый
и
звуковысотный слух
-Формировать
навык
чистого
интонирования
-Петь ритмично и эмоционально
-Выполнять
самостоятельно
движения в парах,
-Разнообразить
танцевальные
движения в свободных плясках
-Развивать интерес к музыке, как
средству познания чувств.
-Способствовать возникновению
игр из окружающей жизни
(инсценировать песни, потешки)
-Развивать звуковую культуру речи.
-Сравнивать
звучание
двух
разнохарактерных пьес
-Продолжить знакомить с жанрами
-Различать короткие и длинные
звуки,
определять
движение
мелодии
-Петь эмоционально, ритмично,
работать
над
артикуляцией,
одновременным исполнением
-Закреплять основные
навыки
движений
-Ориентироваться в пространстве
-Двигаться
парами,
самостоятельно исполнять танцы
Согласовывать пение
с
движениями в играх.
-Формировать представление
о
дружественном отношении к друг
другу
Развивать звуковую культуру речи.
-Накапливать
впечатления
музыкальные
10
развитие
(музыкальное
развитие)
V
Социальнокоммуникативное
развитие
Речевое развитие
Художественноэстетическое
развитие
(музыкальное
развитие)
VI
Социальнокоммуникативное
развитие
Речевое развитие
Художественноэстетическое
развитие
(музыкальное
развитие)
Море и морские тайны
Расширение
представлений
День земли. Вода.
Воздух. Животные
Жарких стран
Каникулы
Насекомые
День победы
Цветы садовые
И луговые
Спорт (летний)
Закрепление
представлений
«Лето»
Выделение и
сравнение двух
времен года
«Весна-лето»
-Узнавать знакомые произведения
-Петь
эмоционально,
выразительно, одновременно
-Самостоятельно
выполнять
движения парами
-Точно передавать игровые образы
в музыкальных играх
-Инсценировать песни
представление
о
-Формировать
взаимопонимании
-Формировать потребность
делиться впечатлениями
-Продолжать
развивать
эмоциональную отзывчивость на
музыку различного характера
-Определять жанры произведений
-Ритмически точно
исполнять
мелодии песен
-Эмоционально
петь,
естественным голосом
-Закреплять навыки движений
-Различать
двухчастную
и
трехчастную форму музыкальных
произведений
-Начинать и заканчивать движения
согласованно
с
музыкальным
сопровождением
-Формировать представление
о
дружественном отношении к друг
другу
-Развивать звуковую культуру речи овладение речью,
как
средством
общения и культуры
-Развивать
динамический,
тембровый и звуковысотный слух
-Узнавать и высказываться о
прослушанной музыке
-Начинать и заканчивать пение в
заданном темпе
-Согласовывать
движения
с
пением
-Ритмично и легко выполнять
танцевальные движения
-Точно передавать игровые образы
11
2.4 Перспективное планирование в средней группе № 3
Сентябрь
Музыкальноритмические
движения
«Марш» муз.
Е.Тиличеевой
«Барабанщик» муз.
Д.Кабалевского
Упр.«Качание рук с
лентами», муз.
А.Жилина
Упр. «Пружинка»
(«Ах, вы сени» рус.
народная мелодия)
Упражнение качание
рук с лентами и легкий
бег», муз. А.Жилина
Упр. «Прыжки»
(«Полечка» муз.
Д.Кабалевского)
Слушание и
восприятие
музыки
«Весело-грустно»
Л.Бетховен
«Всадник»,
«Смелый
наездник»
Р.Шуман
«Клоуны»
Д.Б.Кабалевский
Распевание
Пение
Музыкально дидактические игры
«Петрушка»,»Паровоз»
Н.Карасевой, «Праздник
Осени в лесу», «Листочек
золотой», «Дождик»
Н.Красев, «Куда
летишь,кукушечка»р.н.п,
обр.В.Агафонникова
Развитие звуковысотного
слуха «Угадай-ка»
«Ступеньки»
Развитие
чувства ритма
Игра на д.м.и.
«Андрейворобей» русская
народная песня
«Петушок»
русская народная
прибаутка
«Котя»
«Плясовая для
кота»
«Зайчик, ты
зайчик» русская
народная песня
Пляски
игры
«Нам весело» («Ой,
лопнул обруч»,
украинская
народная мелодия)
«Полька»
Игра «Петушок»
«Кот Васька» муз.
Г.Лобачева
«Заинька» русская
народная песня
Октябрь
Музыкальноритмические
движения
«Лошадка» муз.
Л.Банниковой
Упражнение для
рук с лентами, муз.
А.Жилина
«Марш» муз.
Слушание и
восприятие
музыки
«Полька» муз.
М.Глинки
«Грустное
настроение» муз.
А.Штейнвиля
Распевание
Пение
«Лошадка Зорька» муз.
Т.Ломовой
«Осень» муз.
А.Филиппенко
«Осенние распевки» муз.
М.Сидоровой
Музыкально дидактические игры
Развитие тембрового слуха
«Подумай и отгадай»»
«К нам гости пришли»
Развитие
чувства ритма
Игра на д.м.и.
«Плясовая для
лошадки» муз.
В.Витлина
Упражнение
«Божьи коровки»
«Где наши
Пляски
игры
«Танец осенних
листочков» муз.
А.Филиппенко
«Пляска парами»,
литовская народная
мелодия
12
Ф.Шуберта
«Мячики» муз.
М.Сатулиной
Упражнение
«Хлопки в ладоши»
(«Полли» английская
народная мелодия)
«Притопы с
топотушками», русская
народная мелодия
«Простая песенка» муз.
Е.Шаламоновой
ручки?» муз.
Е.Тиличеевой
Игра «Узнай
песенку»
«Веселый
оркестр» («Ой,
лопнул обруч»,
украинская
народная
мелодия)
«Концерт для
куклы
«Огородная хороводная» муз.
Б.Можжевелова
Игра «Ловишки с
лошадкой»
Ноябрь
Музыкальноритмические
движения
Упражнение «Ходьба и
бег» (латвийская
народная мелодия)
«Кружение парами»
(латвийская народная
мелодия)
Слушание и
восприятие
музыки
«Вальс» муз.
Ф.Шуберта
«Кот и мышь»
муз. Ф.Рыбицкого
Распевание
Пение
Музыкально дидактические игры
«Варись, варись, каша»
муз. Е.Туманян
«Первый снег» муз.
А.Филиппенко
«Елочка-красавица» муз.
М.Еремеевой
Развитие динамического
слуха- «Громко – тихо»
«Веселые дудочки»
Развитие
чувства ритма
Игра на д.м.и.
«Летчик» муз.
Е.Тиличеевой
«Андрейворобей» русская
народная песня
«Я люблю свою
лошадку»
«Летчик» муз.
Е.Тиличеевой
Пляски
игры
«Веселые
путешественники»
муз.
М.Старокадамского
Творческая пляска
«Танец утят»
Игра «Хитрый кот»
Игра «Колпачок»
(русская народная
песня)
Игра «Ищи
игрушку» (русская
народная мелодия)
«Заинька»
Декабрь
Музыкально-
Слушание и
Распевание
Музыкально -
Развитие
Пляски
13
ритмические
движения
«Шагаем, как медведи»
муз.
Е.Каменоградского
«Упражнение качание
рук» (со снежинками)
муз. А.Жилина
«Елочка-елка» муз.
Т.Попатенко
«Хороводный шаг»
(«Как пошли наши
подружки», русская
народная мелодия)
«Всадники» муз.
В.Витлина
«Танец в кругу»
(финская народная
мелодия)
Игра с погремушками
(«Экосез» муз.
А.Жилина)
восприятие
музыки
«Бегемотик
танцует»
«Вальс-шутка»
муз.
Д.Шостаковича
Пение
дидактические игры
«Веселый новый год» муз. Развитие ритмического
слуха
Е.Жарковского
«Дружная семейка»
«Дед Мороз» муз.
В.Герчик
«Снег идет» муз.
М.Еремеевой
«Песенка о елочке» муз.
Е.Шаламоновой
«Здравствуй, елка!» муз.
Ю.Михайленко
чувства ритма
Игра на д.м.и.
«Хлоп-хлоп!»
(«Полька» муз.
И.Штрауса)
Игра «Пузырь»
«Ходьба и бег»
(литовская
народная
мелодия)
игры
«Дети и медведь»
муз. В.Верховенца
«Веселый Новый
год» муз.
Е.Жарновского
«Вальс» муз.
Ф.Шуберта
«Полька» муз.
И.Штрауса
«Пляска с
султанчиками»
(хорватская
народная мелодия)
«Вальс снежинок»
«Танец клоунов»
(«Полька» муз.
И.Штрауса)
«Вокруг елки»
песня-танец
Январь
Музыкальноритмические
движения
«Марш» муз.
Ф.Шуберта
Упражнение
«Выставление ноги на
носочек»
«Мячики» муз.
М.Сатулиной
Слушание и
восприятие
музыки
«Немецкий танец»
муз. Л.Бетховена
«Два петуха» муз.
С.Разоренова
«Вальс-шутка»
муз.
Д.Шостаковича
Распевание
Пение
«Песенка про хомячка»
муз. Л.Абелян
«Саночки» муз.
А.Филиппенко
Музыкально дидактические игры
Развитие
чувства ритма
Игра на д.м.и.
Развитие
«Сорока»
звуковысотноговосприятия «Всадники»
– «Ну-ка, отгадай»,
Пляска Мишки
Игра «Узнай
«Качели», музыка
инструмент»
Е.Тиличеевой
Пляски
Игры
«Пляска парами»
(литовская
народная мелодия)
«Разноцветная
игра»
Игра «Паровоз»
муз. Г.Эрпесакса
14
Упражнение
«Выставление ноги на
пятку»
«Покажи ладошки»
(латвийская
народная мелодия)
Игра «Колпачок»
Февраль
Музыкальноритмические
движения
«Хлоп-хлоп!»
(«Полька» муз.
И.Штрауса)
Игра «Пузырь»
«Ходьба и бег»
(литовская народная
мелодия)
Слушание и
восприятие
музыки
«Смелый
наездник» муз.
Р.Шумана
«Маша спит» муз.
Г.Фрида
«Немецкий танец»
муз. Л.Бетховена
Распевание
Пение
Музыкально дидактические игры
«Мы запели песенку» муз.
Р.Рустамова
«Как папа» муз.
Л.Семеновой
«Мы на луг ходили»
русская народная песня
Развитие
чувства ритма
Игра на д.м.и.
Развитие динамики «Тише, «Барашеньки»
громче в бубен бей»
русская народная
прибаутка
«Андрейворобей» русская
народная песня
«Всадники» муз.
В.Витлина
Игра «Веселый
оркестр»
Игра и песня
«Паровоз» муз Г.
Эрнесакса
Пляски
Игры
Пляска с
султанчиками
«Полька» муз.
И.Штрауса
«Кузнечик» муз.
В.Шаинского
«Заинька» русская
народная песня
Игра с
погремушками
(«Экосез» муз.
А.Жилина)
Игра «Ловишки»
«Хитрый кот»
«Дети и медведь»
Март
Музыкальноритмические
движения
«Скачут по дорожке»
муз. А.Филиппенко
Упражнение для рук,
муз. А.Жилина
«Зайчики» («Полечка»
Слушание и
восприятие
музыки
«Вальс» муз.
А.Грибоедова
«Ежик» муз.
Д.Кабалевского
«Смелый
Распевание
Пение
«Воробей» муз. В.Герчик
«Ежик»
«Новый дом» муз.Р.Бойко
Музыкально дидактические игры
На определение жанров –
«Марш, песня, танец»
Развитие
чувства ритма
Игра на д.м.и.
Спой и сыграй
свое имя
«Ежик»
Игра «Узнай
инструмент»
Пляски
Игры
«Пляска с
платочками»
(хорватская
народная мелодия)
«Покажи ладошки»
15
муз. Д.Кабалевского)
«Выставление ноги»
(«Полянка» русская
народная плясовая)
наездник» муз.
Р.Шумана
«Полька» муз.
И.Штрауса
«Зайчик, ты
зайчик»
«Лошадка»
«Паровоз»
(латвийская
народная мелодия)
«Танец в кругу»
(финская народная
мелодия)
«Колпачок»
(русская народная
мелодия)
«Игра с ежиком»
муз. М.Сидоровой
«Кто у нас
хороший» (русская
народная мелодия)
Апрель
Музыкальноритмические
движения
«Дудочка» муз.
Т.Ломовой
«Мячики» муз.
М.Сатулиной
«Марш» муз.
Ф.Шуберта
«Скачут по дорожке»
муз. А.Филиппенко
«Упр. с флажками»
муз. В.Козырева
«Лошадки» муз.
Л.Банниковой
Упражнение
«Выставление ноги на
пятку» муз.
Ф.Лещинской
Слушание и
восприятие
музыки
«Полечка» муз.
Д.Кабалевского
«Марш
солдатиков» муз.
Е.Юцевич
«Вальс» муз.
А.Грибоедова
«Ежик» муз.
Д.Кабалевского
Распевание
Пение
«Весенняя полька» муз.
Е.Тиличеевой
«Воробей» муз. В.Герчик
«Солнышко»
«Три синички» русская
народная песня
«Барабанщик» муз.
М.Красева
Музыкально дидактические игры
Развитие музыкальной
памяти - «Назови
музыкальные
инструменты»
Развитие
чувства ритма
Игра на д.м.и.
«Божья коровка»
Игра «Веселый
оркестр»
«Самолет» муз.
М.Мажденко
«Петушок»
«Паровоз»
«Марш» муз.
Ф.Шуберта
Пляски
Игры
«Веселый танец»
(литовская
народная мелодия)
«Рыбак»
«Белочка»
Игра «Жмурки»
муз. Ф.Флотова
«Ловишки с
собачкой» муз.
Й.Гайдана
«Летчики на
аэродром» муз. М.
Раухвергера
Игра «Паровоз»
16
Май
Музыкальноритмические
движения
Упражнение
«Подскоки»
(французская народная
мелодия)
Марш под барабан
Хороводный шаг («Как
пошли наши
подружки» русская
народная мелодия)
«Скачут лошадки»
(«Всадники» муз.
В.Витлиной)
Слушание и
восприятие
музыки
«Колыбельная»
муз. В.А.Моцарта
«Шуточка» муз.
В.Селиванова
«Полька» муз.
И.Штрауса
Распевание
Пение
Музыкально дидактические игры
«Зайчик» муз.
С.Старокадамского
«Хохлатка» муз.
А.Филиппенко
Развитие тембровой
окраски «Волшебная
посылка»
Развитие
чувства ритма
Игра на д.м.и.
«Два кота»
(польская
народная
мелодия)
«Полька для
зайчика»
«Андрейворобей» (русская
народная песня)
Пляски
Игры
«Вот так вот»
(белорусская
народная мелодия)
«Как на нашем на
лугу» муз.
Л.Бирнова
«Пляска с
платочками»
(народная мелодия)
Игра «Ловишки с
зайчиком» муз.
Й.Гайдана
Игра «Кот Васька»
Июнь
Музыкальноритмические
движения
Упражнение «Ходьба и
бег» (латвийская
народная мелодия)
«Кружение парами»
(латвийская народная
мелодия)
«Выставление ноги на
пятку» муз.
Ф.Лещинской
Слушание и
восприятие
музыки
Повтор
пройденного
материала
Распевание
Пение
Музыкально дидактические игры
Развитие
чувства ритма
Пляски
Игры
Игра на д.м.и.
«Весенняя полька» муз.
Е.Тиличеевой
«Воробей» муз. В.Герчик
«Солнышко»
Развитие тембровой
окраски «Волшебная
посылка»
Развитие музыкальной
памяти - «Назови
музыкальные
инструменты»
«Божья коровка»
Игра «Веселый
оркестр»
«Веселый танец»
(литовская
народная мелодия)
Вспоминать
элементы для танца
«Пляска с
платочками»
(хорватская
народная мелодия)
17
3. Диагностика
3.1 Система педагогической диагностики (мониторинга) в средней группе
Объект
педагогической
диагностики
(мониторинга)
Индивидуальные
достижения детей в
контексте
образовательной
области:
"Художественноэстетическое развитие
Формы и методы
педагогической
диагностики
Периодичность
проведения
педагогической
диагностики
Длительность
проведения
педагогической
диагностики
Сроки проведения
педагогической
диагностики
2 раза в год
2 недели
Сентябрь
Май
-Наблюдение
-музыкальнодидактическая игра
-беседы
3.2 Диагностические задания для воспитанников средней группы
Что изучается?
Развитие
музыкальнохудожественной
деятельности,
приобщение
музыкальному
искусству
Дидактические игры, задания
Содержание диагностического задания
Критерии оценки
Восприятие музыки
1.Дидактическая игра «Что делает
кукла?»
к Материал: «Колыбельная», муз. А.
Гречанинова; «Марш», муз. Л. Шульгина,
«Ах ты, береза», рус. нар. песня
Карточки: «кукла спит», «кукла
Педагог предлагает детям
прослушать
разнохарактерную музыку, определить,
что
делает кукла,
и
поднять
соответствующую карточку
Вопросы:
- Вам понравилась музыка?
- Какая это музыка по
настроению -
3 балла – ребенок внимательно
слушает
музыкальное
произведение
до
конца,
правильно отвечает на вопрос
2 балла – ребенок к концу
начинает отвлекаться
и слушать
невнимательно,
выполняет
18
веселая или грустная? Тихая или
громкая? Быстрая или медленная?
- Что делала кукла под эту музыку?
2 1.Узнавание знакомых песен по
мелодии
Материал: «Улыбка», муз. В. Шаинского,
сл. М. Пляцковского, «Мы запели
песенку», муз. Р. Рустамова, сл. Л.
Мироновой
задание с помощью педагога
1 балл – ребенок слушает
невнимательно, не
отвечает на
вопрос
Педагог играет на металлофоне или
фортепиано мелодию знакомой песни:
В начале года – «Улыбка», в конце года
– «Мы запели песенку»
3 балла – ребенок узнает песенку,
оживляется,
подпевает,
самостоятельно
вспоминает
название песни
2 балла – ребенок слушает
песенку,
эмоционально
откликается, с помощью педагога
вспоминает название или слова из
песенки
1 балл – равнодушен к
исполнению
песенки,
отказывается выполнять задание
3 Дидактическая игра на развитие
Педагог исполняет детям
песенку 3 балла - ребенок самостоятельно
звуковысотного
слуха
«Качели» Е.Тиличеевой «Качели». А
затем выполняет задание.
(восприятие
и
различение звуков предлагает детям спеть песню вместе и
2 балла - ребенок выполняет
септимы).
на слова «вверх» поднимать руку вверх, задание с помощью взрослого.
Материал: «Качели» муз. Е.Тиличеевой;
а на слова «вниз» опускать её. После
1 балл - ребенок не справляется с
карточка с изображением качелей в
этого педагог играет на металлофоне
заданием
верхнем и нижнем положении, цветная
верхний звук (до2), показывая картинку
карточка, закрывающая
изображение, «качели вверху», а затем играет нижний
металлофон, ширма.
звук (ре1)
Пение
Исполнение знакомой песни.
Материал: в начале года «Осень», муз. И.
Кишко, сл. Т. Волгиной, в конце года
«Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н.
Найденовой
Педагог исполняет знакомую детям
песню, предлагает детям спеть эту
песню вместе с ним.
3
балла - ребенок вместе с
другими детьми
начинает и
заканчивает
пение,
поет
протяжно, четко
произносит
слова
2 балла - ребенок
исполняет
19
песню с
запаздыванием
или
опережением,
не
внятно, но
старательно произносит слова, не
тянет долгие звуки.
1 балл – ребенок опережает или
отстает
от
других
детей,
выкрикивает, либо вяло и не
четко пропевает слова, молчит.
1.Педагог предлагает детям разные
3 балла - ребенок может петь
варианты исполнения:
индивидуально
и коллективно,
- Сейчас в нашем хоре солистом будет ? прислушивается
к
- А теперь группа солистов… - Сейчас
аккомпанементу,
при
пении
мы проверим, как вы поете без
a’capella
выдерживает
аккомпанемента…
мелодическую линию
Начинаем конкурс вокальных 2 балла - ребенок исполняет ансамблей.
Первой выступит ансамбль песню увлеченно, забывая при
девочек «Хрустальный голосок» (1
этом
о
ритмическом
и
куплет) … Теперь послушаем ансамбль динамическом ансамбле, то поет,
мальчиков «Соловушки» (2 куплет) …
забегая вперед, то слишком
громким голосом
1 балл – ребенок сольно не поет, в
ансамбле сильно опережает или
отстает
от
других
детей,
выкрикивает, либо вяло и не
четко пропевает слова, молчит.
Музыкально-ритмические движения
1.Выполнение
движений,
соответствующих характеру музыки,
смена
движений в соответствии с двухчастной
формой произведения.
Материал: «Летчики, на аэродром» муз.
Раухвергера
Педагог играет детям музыкальное
произведение, обращает внимание на
средства музыкальной выразительности
(как летчики заводят мотор, как летят
самолеты, как летчики маршируют на
параде). Затем педагог предлагает детям
3 балла –
ребенок двигается
согласно музыке
2
балла - ребенок включается в
игру, ориентируется на других
детей и подсказки педагога
1 балл - ребенок не слышит
20
2 Выполнение танцевальных движений:
пружинка, подскоки, движение парами
по кругу, кружение по одному и в парах
Материал: «Барыня», русская народная
мелодия, «Полька», муз. М. Глинки,
«Пляска парами», латыш, нар. мелодия
поиграть в игру «Летчики, на
аэродром!»
Педагог предлагает детям
выполнять
танцевальные движения под музыку:
Пружинки
- «Барыня»,подскоки –
«Полька», кружение
Педагог просит детей
построиться
парами и под музыку «Пляска парами»:
Идти по кругу, бежать парами на
носочках, кружиться в парах
изменений в музыке, не меняет
движений
3 балла – ребенок правильно
выполняет все задания
2 балла – ребенок затрудняется
выполнить 1-2 задания
1 балл – ребенок не держит круг,
не справляется
с подскоками,
наклоняется,
выполняя
«пружинку», не выполняет
Игра на детских музыкальных инструментах
1.Дидактическая игра «Весёлые ложки»
Материал: Деревянные ложки
Игра проводится с подгруппой детей.
Все сидят вокруг стола. У педагога и у
детей ложки.«Весёлые ложки» любят
играть, — говорит воспитатель и
отстукивает
своими
ложками
несложный ритмический рисунок. Все
дети одновременно повторяют этот
ритм своими ложками.
3
балла – ребенок точно передает
несложный
музыкальный
ритмический рисунок
2
балла –
ребенок верно
простукивает ритм после нескольких
повторений
1
заданием
балл – ребенок не справляется с
3.3 Диагностическая карта (4-5 лет)
Группа
№_____________________________
№
п/п
Восприятие
музыки
Пение
Ф. И. ребенка
н. г.
к. г.
н.г.
к. г.
Музыкально
ритмические
движения
н. г.
к. г.
Игра на
детских
музыкальных
инструментах
н. г.
к. г.
Итоговый
показатель по
каждому
ребенку
н. г.
к. г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Выводы
22
3.4 Критерии оценки музыкального развития воспитанников
Низкий
уровень
Внимательно слушает музыку, но не высказывает предпочтения к какимлибо произведениям.
Высокие и низкие звуки, громкое и тихое звучание, быстрый и медленный
темп различает лишь в контрастных регистрах, темпах, динамических
оттенках.
Поет неактивно, вяло, артикулируя, с неточной интонацией.
Двигается под музыку, неточно, запаздывает менять движения при смене
частей произведения.
Исполняет простейший ритмический рисунок на ударных инструментах,
но только по показу воспитателя.
Средний
уровень
Достаточно хорошо ориентируется в знакомых произведения, изредка
высказывает предпочтение некоторым из них, по мелодии узнает их
всегда. Различает высокие и низкие звуки в пределах двух октав.
Поет, чисто интонируя, с частичной помощью педагога.
Двигается согласованно с музыкой в основных движениях.
Исполняет простейший ритмический рисунок на ударных инструментах,
допуская неточности.
Высокий
уровень
Эмоционально откликается на музыку, узнает все знакомые произведения,
отмечает любимые, узнает мелодии, высказывается о них, различает
контрастный характер музыки. Различает звуки по высоте в пределах
сексты, различает форте, меццо-форте, пиано, громкое и тихое звучание.
Поет простейшие песни без сопровождения, пытается выразительно их
петь с сопровождением.
Может двигаться под незнакомую музыку, передавая её основное
настроение, точно и с удовольствием выполняет плясовые движения.
Чисто воспроизводит простой ритмический рисунок на ударных
инструментах.
4.Организационный раздел рабочей программы
4.1 Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников по
музыкальному развитию
Группы
Средняя группа
Продолжительность одного
занятия по музыкальному
развитию
20 минут
Количество образовательных
занятий по музыкальному
развитию в неделю
НОД согласно графику 2 раза в
неделю
Музыкальный досуг 1 раз в
неделю
23
4.2 Организация досуговой деятельности в средней группе
Месяц
Тема
Сентябрь 1 Подвижные музыкальные игры
2 «Теремок» с игрушками Бибабо
Октябрь 1 Музыкальный телевизор (ритмические игры)
2 Игры, эстафеты
3 Готовимся к празднику осени
4 Занимаемся в оркестре (Русские народные песни)
Ноябрь
1 Народные игры (весёлые досуги)
2 Музыкальный вечер, посвященный В. Шаинскому с использованием
информационных технологий ( презентация)
3 « В лесу гуляли, со зверушками играли»
Декабрь 1 Что нам нравится зимой
2 Школа танца «Танец снежинок»
3 Скоро, скоро Новый год
4 Новогодний праздник
Январь
1 Отражение Новогоднего праздника.
2 «Детский альбом» П.И.Чайковского
Февраль 1 «Детский альбом» П.И.Чайковского
2Музыкально-ритмические игры
3 «День защитника Отечества»
4 Масленица
Март
1.Концерт для любимых мам «8 Марта»
2 Драматизация сказки «Колобок»
3 Русские народные песни и игра на музыкальных инструментах
Апрель
1.Школа танца «Полька»
2. Театрализованные представления
3.Играем на русских народных инструментах
4 День дружбы
Май
1 День победы
2Слушание музыкальной сказки «Репка»
3Музыкально – ритмические игры
4 Настольный театр «Теремок»
Июнь
1День защиты детей (праздник на улице)
3 Играем в театр «Три поросёнка»
4.Мы любим танцевать (танцы на улице, флешмобы)
24
4.3 Культурно - досуговая деятельность
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Мероприятия
День знаний
Осенний праздник
Новогодний праздник
День защитника Отечества. Фольклорный праздник «Масленица»
Международный женский день (праздник 8 марта)
Театрализованная деятельность
День победы
День защиты детей
4.4. Структура реализации образовательной деятельности
Совместная
деятельность
с детьми
Занятия по
музыкальному
развитию - 2
раза в неделю в
каждой
возрастной
группе.
ПраздникиРазвлеченияДругие формы
совместной
деятельности.
Самостоятельная
деятельность детей
Виды деятельности,
технологии
Создание условий для
самостоятельной
музыкальной
деятельности детей в
режимных моментах
(вечерах досуга,
занятиях, праздниках)
Восприятие музыки:
-Развития чувства
ритма
-Слушание, пение
- ритмические
движение
Игровая
деятельность
Технологии:
-информационнокоммуникативная
технология;
-исследования в
обучении;
-обучение в
сотрудничестве
Здоровьесберегающа
я деятельность
технологии:
-дыхательная
гимнастика
-пальчиковые игры
-пляски
Индивидуальный
маршрут
развития ребенка
Музыкальные занятия по
графику.
Индивидуальная работа
в
соответствии
с
графиком работы.
Повышенный
уровень
развития- предложение
дополнительного
музыкального материала
25
4.5 Организация и формы взаимодействия с родителями (законными
представителями) воспитанников
месяц Темы
Формы работы
Дополнительная
информация
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
V
VI
Консультация
«Музыка,
средство воспитания»
как Участие
в
родительских
собраниях.
Печатный материал в
группу на стенд,
Индивидуальные
беседы «По Беседы
результатам
мониторинга
музыкального развития на начало
учебного года»
«Осень в гости к нам пришла»
Концерт-праздник
Рекомендации
по
подбору Печатный материал в
музыкальных произведений для группу на стенд
домашней фонотеки
«Как
организовать в
семье Печатный материал в
праздник Новогодней елки».
группу на стенд
Правила поведения родителей на Беседы
детских утренниках.
Костюмы
своими
рукам
Консультация «Роль
Печатный материал в
музыкального развития ребенка.
группу на стенд
Как их развить»
Консультация
«Музыкальные Информация
в
игры на
развитие внимания, группе
памяти,
мышления»
Совместные
развлечения, Праздник-концерт
с
посвященные
международному театрализацией
женскому дню.
вместе с родителями
День открытых дверей
Открытое занятие
Рекомендации
«Весёлые Информационноупражнения для профилактики наглядная агитация
заболеваний
верхних
дыхательных путей» «Игра на
детских
музыкальных
инструментах. Оркестр»
Консультация «Речевые игры с Участие
в
музыкальными инструментами»
родительских
Беседы
по
результатам собраниях.
мониторинга
музыкального Печатный материал в
развития
группу на стенд
Индивидуальные
беседы
«Роль музыкально-ритмических Информация
в
движений», Связь
движений и группе
психического развития»
Индивидуальные
консультации
Информация на
сайт ДОУ
Индивидуальные
консультации
Индивидуальные
консультации
Информация в
Сайт ДОУ
Индивидуальные
консультации
Индивидуальные
консультации
Индивидуальные
консультации
Сайт ДОУ
Индивидуальные
консультации
Индивидуальные
консультации
Индивидуальные
консультации
Статья на сайт ДОУ
Индивидуальные
консультации
26
4.6 Совместная деятельность с педагогами ДОУ
Работа с воспитателями
Обсуждение сценария праздников,
изготовление атрибутов и костюмов для
праздников.
Обсуждения совместного проведения
праздников.
Совместная работа с родителями.
Подготовка музыкального уголка в группах.
Репетиции с воспитателями над ролями.
Постановка и разучивания танцев.
Работа с логопедом
Работа с логопедами над речью детей при
подготовке к утренникам
4.7 Создание развивающей предметно- пространственной среды
Образовательная Обогащение
(пополнение)
развивающей
предметнообласть
пространственной среды
Содержание
Срок (месяц)
Художественно-Пополнять предметно-развивающую среду
В течении
эстетическое
музыкально-дидактическими играми,
учебного года.
развитие
пособиями, инструментами.
(музыкальное
-Пополнить музыкальный материал
развитие)
-Приобретать журналы «Колокольчик»,
«Музыкальный
руководитель»,
«Музыкальная палитра»
-Театральные
костюмы
и
элементы
костюмов
4.8 Методическое обеспечение образовательной деятельности (список
литературы, ЭОР, др.)
Образовательная
область,
направление
образовательной
деятельности
Художественноэстетическое
развитие
(музыкальное
развитие)
Список литературы (учебно-методические пособия, методические
разработки, др.)
1 И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день»
подготовительная группа,3 диска, издательство «Композитор» 2011г.
2
И.Каплунова. И. Новоскольцева «Праздник каждый день» старшая
группа,3 диска, издательство «Композитор» 2011г.
3
И.Каплунова. И. Новоскольцева «Праздник каждый день» средняя
группа,2 диска, издательство «Композитор» 2011г.
4
И.Каплунова. И. Новоскольцева «Праздник каждый день» младшая
группа,2 диска, издательство «Композитор» 2011г.
5
И.Каплунова. И. Новоскольцева «Рождественские сказки»,
27
издательство «Композитор» 2012г.
6 И.Каплунова.ю И. Новоскольцева «Игры, аттракционы, сюрпризы»
издательство «Композитор» 2012г.
7 И.Каплунова.ю И. Новоскольцева «Праздник шаров» издательство
«Композитор» 2011г.
8 И.Каплунова.ю И. Новоскольцева «Весёлые досуги» издательство
«Композитор» 2011г.
9 И.Каплунова.ю «Наш весёлый оркестр»,3 диска,
издательство
«Композитор» 2013г.
10 И.Каплунова.ю «Ансамбль ложкарей» 1 диска,
издательство
«Композитор» 2015г.
11 Буренина А.И. «Ритмическая мозаика», 4 диска, СПб,1997г.
12
Н.В.Бабинова, И.В.Мельцина «Музыкальное занятия с детьми
раннего возраста», издательство «Детство пресс» 2015г.
13
Г.Ф.Вихарева «Споём, попляшем, поиграем», «Музыкальная
политра» СПб 2011г.
14
Г.Ф.Вихарева «Играем с малышами» издательство «Композитор»
2007г.
15 Т.Сауко, А.Буренина «Топ-хлоп малыш» СПб 2001г.
16 М.Ю.Картушина «Праздник в детском саду», Москва 2015
17 Журналы «Колокольчик»
18 Журналы «музыкальный руководитель»
19Журналы «Музыкальная политра»
28