Рабочая программа по музыкальному воспитанию для второй младшей группы (3-4 года)

Баби
ч С.В.

Подписано
цифровой
подписью:
Бабич С.В.
Дата: 2021.05.12
08:36:38 +03'00'

Содержание
Титульный лист
Содержание
1.Целевой раздел рабочей программы
1.1 Пояснительная записка
Цель и задачи
Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Краткая психолого-педагогическая характеристика
Основания разработки рабочей программы
Срок реализации рабочей программы
Целевые ориентиры
2.Содержательный раздел рабочей программы
2.1 Интеграция образовательной области «Музыка» с другими образовательными
областями
2.2 Календарно – тематическое планирование
2.3. Содержание образовательной работы с детьми
второй младшей группы
2.4 Перспективное планирование в второй младшей группе
3.Диагностика
3.1 Система педагогической диагностики (мониторинга) во второй младшей группе
3.2 Диагностические задания для воспитанников второй младшей группы
3.3 Диагностическая карта (3-4 лет)
4.Организцционный раздел
4.1 Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников
4.2 Организация досуговой деятельности в средней группе
4.3 Культурно-досуговая деятельность
4.4. Структура реализации образовательной деятельности
4.5 Организация и формы взаимодействия с родителями (законными
представителями) воспитанников
4.6 Совместная деятельность с педагогами ДОУ
4.7 Создание развивающей предметно- пространственной среды
4.8 Методическое обеспечение образовательной деятельности (список литературы,
ЭОР, др.)

Стр.
1
2
3
3
3
3
3
4
4
4-5
6
6
6
7-10
12-14
14
14
15
15
16
16
16
16-17
17
18
18-19
19
19-20

2

1.Целевой раздел рабочей программы
1.1.
Цель

Задачи

Принципы и подходы к
формированию рабочей
программы

Краткая психологопедагогическая
характеристика
особенностей
психофизиологического
развития детей первой
младшей группы

Пояснительная записка
- Реализация содержания адаптированной образовательной
программы для детей с ограниченными возможностями
здоровья (слабовидящих детей, детей с амблиопией, с
косоглазием) с требованиями ФГОС дошкольного
образования по музыкальному развитию воспитанников
-Формирование
основ
музыкальной
культуры
дошкольников;
-Формирование ценностных ориентацией средствами
музыкального искусства;
-Обеспечение
эмоционально-психологического
благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.
-Формировать у детей навыки пения, восприятия
музыкальных произведений, музыкально-ритмических
движений, игры на детских музыкальных инструментах
-Построение образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
-Полноценнее проживание ребёнком всех этапов детства,
обогащение детского развития;
-Поддержка инициативы детей в различных видах
деятельности;
-Учёт этнокультурной ситуации развития детей;
-Формирование познавательных интересов познавательных
действий ребёнка в различных видах
деятельности;
-Возрастная
адекватность
(соответствие
условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
Содействие и сотрудничество детей и взрослых.
Особенности развития детей во второй младшей группе
(3-4 года)
В этом возрасте у детей проявляются эстетические чувства
при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или
пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребёнка
к собственным действиям. В этот период, прежде всего,
формируется восприятие музыки, характеризующееся
эмоциональной
отзывчивостью
на
произведения.
Маленький
ребёнок
воспринимает
музыкальное
произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и
вычленять выразительную интонацию, изобразительные

3

Основания разработки
рабочей программы
(документы и программнометодические материалы)

Срок реализации рабочей
программы
Целевые ориентиры
освоения воспитанниками
группы образовательной
программы (по
музыкальному развитию
воспитанников)

моменты, затем дифференцирует части произведения.
Исполнительская деятельность у детей данного возраста
лишь начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё
не сформирован, голосовая мышца не развита, связки
тонкие, короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание
слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен
отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку
малыши обладают непроизвольным вниманием, весь
процесс обучения надо организовать так, чтобы он
воздействовал на чувства и интересы детей. Дети
проявляют эмоциональную отзывчивость на использование
игровых приёмов и доступного материала. Приобщение
детей к музыке происходит и в сфере музыкальноритмической деятельности, посредством доступных и
интересных упражнений, музыкальных игр, танцев,
хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и
полюбить музыку. Особое внимание на музыкальных
занятиях уделяется игре на детских музыкальных
инструментах, где дети открывают для себя мир
музыкальных звуков и их отношений, различают красоту
звучания различных инструментов. Особенностью рабочей
программы по музыкальному воспитанию и развитию
дошкольников является взаимосвязь различных видов
художественной деятельности:
речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческоигровой.
-Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273ФЗ);
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт дошкольного образования (приказ Министерство
образования и Науки РФ от 17.10.2013 № 1155);
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к
устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных
образовательных
организаций
(утв.
Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26).
-Адаптированная основная образовательная программа
МБДОУ №4 г. Донецк
2016-2019 учебный год
(Сентябрь 2016 - июнь 2019 года)
К концу года дети 3-4 лет могут:
- Узнавать знакомые мелодии и различать высоту
звуков (высокий – низкий).
- Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные
фразы.
- Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать
движение с первыми звуками музыки.
- Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в
ладоши, поворачивать кисти рук.
- Различать и называть музыкальные инструменты:
погремушки, бубен, ложки, бубенцы.
4

2.Содержательный раздел рабочей программы
Интеграция образовательной области «Музыка» с другими
образовательными областями
Физическая культура

Развитие физических качеств для музыкально-ритмической
деятельности, использование музыкальных произведений в
качестве музыкального сопровождения различных видов
детской деятельности и двигательной активности.

Здоровье

Сохранение и укрепление физического и психического
здоровья детей, формирование представлений о здоровом
образе жизни через музыкальное воспитание.

Безопасность

Формирование
основ
безопасности
жизнедеятельности в различных видах
деятельности.

Социализация

Формирование представлений о музыкальной культуре и
музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности;
формирование
гендерной,
семейной,
гражданской
принадлежности,
патриотических
чувств,
чувства
принадлежности к мировому сообществу.

Труд

Использование
музыкальных
произведений
для
формирования представлений о труде, профессиях, людях
труда, желание трудится. Устанавливать взаимоотношения
со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой
деятельности.

Познание

Расширение кругозора детей в области о музыки;
сенсорное развитие, формирование целостной картины
мира в сфере музыкального искусства, творчества.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в
области музыки; развитие всех компонентов устной речи в
театрализованной деятельности; практическое овладение
воспитанниками нормами речи.

Коммуникация

собственной
музыкальной

Чтение
художественной Использование музыкальных произведений с целью
усиления эмоционального восприятия художественных
литературы
Художественное
творчество

произведений.
Развитие детского творчества, приобщение к различным
видам
искусства,
использование
художественных
произведений для обогащения содержания области
«Музыка», закрепления результатов восприятия музыки.
Формирование
интереса
к
эстетической
стороне
окружающей
действительности;
развитие
детского
творчества.
Расписание звучания фоновой музыки в режимных
моментах.
5

Календарно – тематическое планирование (Приложение №2)

6

Содержание образовательной работы с
детьми второй младшей группы
Месяц

IX

X

Образовательные
области
Социальнокоммуникативное
развитие
Речевое развитие
Художественноэстетическое развитие
(музыкальное развитие)

Социальнокоммуникативное
развитие
Речевое развитие
Художественноэстетическое развитие
(музыкальное развитие)

XI

Социальнокоммуникативное
развитие

Темы
направления
деятельности

Основные задачи работы с
детьми

Наша
группа,
Дорожная
безопаснос
ть, весёлый
светофор,
игрушки

-Поощрять
совместных
танцах.

Осень,
деревья
осенью,
Овощи,
огород, сад,
фрукты,
ягоды,
грибы, Мой
любимый
детский сад

Народная
игрушка(нев
аляшка,
матрёшка),
Домашние
животные,
дикие
животные, Я
и моя семья

участие
детей
в
музыкальных играх,

Формировать диалоговую речь
- Воспитывать любовь к музыке
-Слушать произведения до конца;
- Формировать навыки в пении;
-Начинать
и
заканчивать
движения
одновременно
с
музыкой;
-Формировать навыки основных
движений;
-Знакомить
в
детскими
музыкальными инструментами;
-Формировать
навыки
ориентировки в пространстве.
-Приобщение к элементарным
общепринятым нормам
взаимодействия со сверстниками и
взрослыми
-Развивать
умение
строить
высказывания
Заинтересованно
слушать
музыку
-Чувствовать характер музыки
(весёлый, грустный)
-Узнавать произведения, отвечать
на вопросы словами из текста
-Активно петь, естественным
голосом
-Развивать умение кружиться
парами, выполнять прямой галоп.
Заинтересованно
слушать
музыку
-Чувствовать характер музыки
(весёлый, грустный)
-Узнавать произведения, отвечать
на вопросы словами из текста
-Активно петь, естественным
голосом
-Развивать умение кружиться
парами, выполнять прямой галоп.

7

Речевое развитие

Художественноэстетическое развитие
(музыкальное развитие)

XII

Социальнокоммуникативное
развитие
Речевое развитие
Художественноэстетическое развитие
(музыкальное развитие)

I

Социальнокоммуникативное
развитие

Речевое развитие

Пришла
зима,
Птичий
двор,
Домашни
е птицы,
Крылатые
друзьяптицы,
Новый
год, Ёлка

Каникулы,
зимние забавы,
в гостях у
сказки,
Авторские
сказки

-Развивать
умение
решать
спорные вопросы с помощью
речи
-Развивать мелкую моторику,
слуховое восприятие.
-Обогащать
музыкальные
впечатления
- Формировать динамический
слух
-Способствовать
развитию
певческих навыков;
-Различать двухчастную форму
музыки
и
выполнять
соответствующие движения;
-Выполнять
движения
с
предметами;
-Точно в танцах передавать
игровые образы.
-Развивать умение поддерживать
беседу,
общаться
со
сверстниками.
-Развивать
умение
решать
спорные вопросы
-Ритмично двигаться, выполнять
самостоятельно
основные
движения
-Двигаться по ровному кругу,
равномерно сужать и расширять
круг
-Точно
передавать
игровые
образы в танцах
-Начинать
и
заканчивать
движения в заданном темпе
-Развитие игровой деятельности
с целью освоения различных
ролей
-Вызывать желание выступать
перед сверстниками, исполнять
песни,
играть
на
детских
музыкальных инструментах.
-развивать
умение
строить
высказывания
-Формировать потребность делиться
своими впечатлениями

Художественноэстетическое развитие
(музыкальное развитие)

-Закрепить
умение
слушать
инструментальную музыку
-Развивать
звуковысотный,
динамический слух
-Выразительно петь, начинать и
заканчивать пение одновременно
с музыкальным сопровождением
-Петь естественным голосом, без
8

II

Социальнокоммуникативное
развитие

Речевое развитие
Художественноэстетическое развитие
(музыкальное развитие)

III

Социальнокоммуникативное
развитие
Речевое развитие
Художественноэстетическое развитие
(музыкальное развитие)

Вот я какой,
В гостях у
Мойдодыра,
Мой дом
(мебель,
пасуда, моя
улица),
Масленицаблиноедка,
мой папа

Мамин день,
Одежда,
обувь, Весна,

напряжения;
-Выполнять
танцевальные
движения:
прямой
галоп,
пружинка
-Формировать ритмический слух,
точно повторять ритмический
рисунок мелодии на детских
музыкальных инструментах.
-Развивать
умение
точно
передавать игровые образы
-В процессе игр с игрушками
развивать
интерес
к
окружающему миру
-Поощрять игры, развивающие
ловкость движений

-Совершенствовать умение
внятно произносить слова
-Обогащать
музыкальные
впечатления детей с помощью
восприятия музыки
-Способствовать
общему
эмоциональному развитию детей
-Развивать
тембровый
и
звуковысотный слух
-Формировать навык чистого
интонирования
-Петь ритмично и эмоционально
-Выполнять
самостоятельно
движения в парах,
-Разнообразить
танцевальные
движения в свободных плясках
-Развивать интерес к музыке, как
средству познания чувств.
-Способствовать возникновению
игр из окружающей жизни
(инсценировать песни, потешки)
-Развивать звуковую культуру речи.

-Сравнивать
звучание
двух
разнохарактерных пьес
-Продолжить
знакомить
с
жанрами
-Различать короткие и длинные
звуки,
определять
движение
мелодии
-Петь эмоционально, ритмично,
работать
над
артикуляцией,
одновременным исполнением
-Закреплять основные навыки
движений
-Ориентироваться в пространстве
-Двигаться
парами,
самостоятельно исполнять танцы
9

Социальнокоммуникативное
развитие
Речевое развитие
Художественноэстетическое развитие
(музыкальное развитие)

IV

V

Социальнокоммуникативное
развитие
Речевое развитие
Художественноэстетическое развитие
(музыкальное развитие)

VI

Социальнокоммуникативное
развитие
Речевое развитие
Художественноэстетическое развитие
(музыкальное развитие)

Цветущая
весна,
Животные
мир весной,
насекомые,
«Комнатные
растение»,
Транспорт.
Наш город.
Дом в
котором мы
живём,
«Едем,
плаваем,
летаем»
День
победы,
профессии,
Пожарная
безопасность,
Скоро лето

«Лето»
Выделение и
сравнение двух
времен года
«Весна-лето»

Согласовывать
пение
с
движениями в играх.
-Формировать представление о
дружественном отношении к
друг другу
Развивать звуковую культуру речи.

-Накапливать
музыкальные
впечатления
-Узнавать
знакомые
произведения
-Петь
эмоционально,
выразительно, одновременно
-Самостоятельно
выполнять
движения парами
-Точно
передавать
игровые
образы в музыкальных играх
-Инсценировать песни
-Формировать представление о
взаимопонимании

-Формировать потребность
делиться впечатлениями
-Продолжать
развивать
эмоциональную отзывчивость на
музыку различного характера
-Определять
жанры
произведений
-Ритмически точно исполнять
мелодии песен
-Эмоционально
петь,
естественным голосом
-Закреплять навыки движений
-Различать
двухчастную
и
трехчастную форму музыкальных
произведений
-Начинать
и
заканчивать
движения
согласованно
с
музыкальным сопровождением
-Формировать представление о
дружественном отношении к
друг другу
-Развивать звуковую культуру речи овладение речью, как средством
общения и культуры

-Развивать
динамический,
тембровый и звуковысотный слух
-Узнавать и высказываться о
прослушанной музыке
-Начинать и заканчивать пение в
заданном темпе
-Согласовывать
движения
с
пением
10

-Ритмично и легко выполнять
танцевальные движения
-Точно
передавать
игровые
образы

11

Перспективное планирование во второй младшей группе
Сентябрь
Музыкальноритмические
движения
«Марш» муз.
Е.Тиличеевой
«Барабанщик» муз.
Д.Кабалевского
Упр.«Качание рук с
лентами», муз.
А.Жилина
Упр. «Пружинка»
(«Ах, вы сени» рус.
народная мелодия)
Упражнение качание
рук с лентами и легкий
бег», муз. А.Жилина
Упр. «Прыжки»
(«Полечка» муз.
Д.Кабалевского)

Слушание и
восприятие
музыки
«Марш» муз.
И.Дунаевский
«Полянка»
русская народная
плясовая
«Колыбельная»
муз. С.Левидова

Распевание
Пение

Музыкально дидактические игры

«Чики-чики-чикалочка»
русская народная
прибаутка
«Барабанщик» муз.
М.Красева
«Кто проснулся рано?»
муз. М.Гриневича
«Котик» муз. И.Кишко
Распевка «Мяу, мяу»
«Колыбельная зайчонка»
муз. В.Карасева

Развитие звуковысотного
слуха «Угадай-ка»
«Ступеньки»

Развитие
чувства ритма
Игра на д.м.и.
«Андрейворобей» русская
народная песня
«Петушок»
русская народная
прибаутка
«Котя»
«Плясовая для
кота»
«Зайчик, ты
зайчик» русская
народная песня

Пляски
игры
«Нам весело» («Ой,
лопнул обруч»,
украинская
народная мелодия)
«Полька»
Игра «Петушок»
«Кот Васька» муз.
Г.Лобачева
«Заинька» русская
народная песня

Октябрь
Музыкальноритмические
движения
«Лошадка» муз.
Л.Банниковой
Упражнение для
рук с лентами, муз.
А.Жилина
«Марш» муз.

Слушание и
восприятие
музыки
«Полька» муз.
М.Глинки
«Грустное
настроение» муз.
А.Штейнвиля

Распевание
Пение
«Лошадка Зорька» муз.
Т.Ломовой
«Осень» муз.
А.Филиппенко
«Осенние распевки» муз.
М.Сидоровой

Музыкально дидактические игры
Развитие тембрового слуха
«Подумай и отгадай»»
«К нам гости пришли»

Развитие
чувства ритма
Игра на д.м.и.
«Плясовая для
лошадки» муз.
В.Витлина
Упражнение
«Божьи коровки»
«Где наши

Пляски
игры
«Танец осенних
листочков» муз.
А.Филиппенко
«Пляска парами»,
литовская народная
мелодия

16

Ф.Шуберта
«Мячики» муз.
М.Сатулиной
Упражнение
«Хлопки в ладоши»
(«Полли» английская
народная мелодия)
«Притопы с
топотушками», русская
народная мелодия

«Простая песенка» муз.
Е.Шаламоновой

ручки?» муз.
Е.Тиличеевой
Игра «Узнай
песенку»
«Веселый
оркестр» («Ой,
лопнул обруч»,
украинская
народная
мелодия)
«Концерт для
куклы

«Огородная хороводная» муз.
Б.Можжевелова
Игра «Ловишки с
лошадкой»

Ноябрь
Музыкальноритмические
движения
Упражнение «Ходьба и
бег» (латвийская
народная мелодия)
«Кружение парами»
(латвийская народная
мелодия)

Слушание и
восприятие
музыки
«Вальс» муз.
Ф.Шуберта
«Кот и мышь»
муз. Ф.Рыбицкого

Распевание
Пение

Музыкально дидактические игры

«Варись, варись, каша»
муз. Е.Туманян
«Первый снег» муз.
А.Филиппенко
«Елочка-красавица» муз.
М.Еремеевой

Развитие динамического
слуха- «Громко – тихо»
«Веселые дудочки»

Развитие
чувства ритма
Игра на д.м.и.
«Летчик» муз.
Е.Тиличеевой
«Андрейворобей» русская
народная песня
«Я люблю свою
лошадку»
«Летчик» муз.
Е.Тиличеевой

Пляски
игры
«Веселые
путешественники»
муз.
М.Старокадамского
Творческая пляска
«Танец утят»
Игра «Хитрый кот»
Игра «Колпачок»
(русская народная
песня)
Игра «Ищи
игрушку» (русская
народная мелодия)
«Заинька»

Декабрь
Музыкально-

Слушание и

Распевание

Музыкально -

Развитие

Пляски

17

ритмические
движения
«Шагаем, как медведи»
муз.
Е.Каменоградского
«Упражнение качание
рук» (со снежинками)
муз. А.Жилина
«Елочка-елка» муз.
Т.Попатенко
«Хороводный шаг»
(«Как пошли наши
подружки», русская
народная мелодия)
«Всадники» муз.
В.Витлина
«Танец в кругу»
(финская народная
мелодия)
Игра с погремушками
(«Экосез» муз.
А.Жилина)

восприятие
музыки
«Бегемотик
танцует»
«Вальс-шутка»
муз.
Д.Шостаковича

Пение

дидактические игры

«Веселый новый год» муз. Развитие ритмического
Е.Жарковского
слуха
«Дед Мороз» муз.
«Дружная семейка»
В.Герчик
«Снег идет» муз.
М.Еремеевой
«Песенка о елочке» муз.
Е.Шаламоновой
«Здравствуй, елка!» муз.
Ю.Михайленко

чувства ритма
Игра на д.м.и.
«Хлоп-хлоп!»
(«Полька» муз.
И.Штрауса)
Игра «Пузырь»
«Ходьба и бег»
(литовская
народная
мелодия)

игры
«Дети и медведь»
муз. В.Верховенца
«Веселый Новый
год» муз.
Е.Жарновского
«Вальс» муз.
Ф.Шуберта
«Полька» муз.
И.Штрауса
«Пляска с
султанчиками»
(хорватская
народная мелодия)
«Вальс снежинок»
«Танец клоунов»
(«Полька» муз.
И.Штрауса)
«Вокруг елки»
песня-танец

Январь
Музыкальноритмические
движения
«Марш» муз.
Ф.Шуберта
Упражнение
«Выставление ноги на
носочек»
«Мячики» муз.
М.Сатулиной

Слушание и
восприятие
музыки
«Немецкий танец»
муз. Л.Бетховена
«Два петуха» муз.
С.Разоренова
«Вальс-шутка»
муз.
Д.Шостаковича

Распевание
Пение
«Песенка про хомячка»
муз. Л.Абелян
«Саночки» муз.
А.Филиппенко

Музыкально дидактические игры

Развитие
чувства ритма
Игра на д.м.и.
«Сорока»
Развитие
звуковысотноговосприятия «Всадники»
Пляска Мишки
– «Ну-ка, отгадай»,
Игра «Узнай
«Качели», музыка
инструмент»
Е.Тиличеевой

Пляски
Игры
«Пляска парами»
(литовская
народная мелодия)
«Разноцветная
игра»
Игра «Паровоз»
муз. Г.Эрпесакса
18

Упражнение
«Выставление ноги на
пятку»

«Покажи ладошки»
(латвийская
народная мелодия)
Игра «Колпачок»

Февраль
Музыкальноритмические
движения
«Хлоп-хлоп!»
(«Полька» муз.
И.Штрауса)
Игра «Пузырь»
«Ходьба и бег»
(литовская народная
мелодия)

Слушание и
восприятие
музыки
«Смелый
наездник» муз.
Р.Шумана
«Маша спит» муз.
Г.Фрида
«Немецкий танец»
муз. Л.Бетховена

Распевание
Пение

Музыкально дидактические игры

«Мы запели песенку» муз.
Р.Рустамова
«Как папа» муз.
Л.Семеновой
«Мы на луг ходили»
русская народная песня

Развитие
чувства ритма
Игра на д.м.и.
Развитие динамики «Тише, «Барашеньки»
русская народная
громче в бубен бей»
прибаутка
«Андрейворобей» русская
народная песня
«Всадники» муз.
В.Витлина
Игра «Веселый
оркестр»
Игра и песня
«Паровоз» муз Г.
Эрнесакса

Пляски
Игры
Пляска с
султанчиками
«Полька» муз.
И.Штрауса
«Кузнечик» муз.
В.Шаинского
«Заинька» русская
народная песня
Игра с
погремушками
(«Экосез» муз.
А.Жилина)
Игра «Ловишки»
«Хитрый кот»
«Дети и медведь»

Март
Музыкальноритмические
движения
«Скачут по дорожке»
муз. А.Филиппенко
Упражнение для рук,
муз. А.Жилина
«Зайчики» («Полечка»

Слушание и
восприятие
музыки
«Вальс» муз.
А.Грибоедова
«Ежик» муз.
Д.Кабалевского
«Смелый

Распевание
Пение
«Воробей» муз. В.Герчик
«Ежик»
«Новый дом» муз.
Р.Бойко

Музыкально дидактические игры
На определение жанров –
«Марш, песня, танец»

Развитие
чувства ритма
Игра на д.м.и.
Спой и сыграй
свое имя
«Ежик»
Игра «Узнай
инструмент»

Пляски
Игры
«Пляска с
платочками»
(хорватская
народная мелодия)
«Покажи ладошки»

19

муз. Д.Кабалевского)
«Выставление ноги»
(«Полянка» русская
народная плясовая)

наездник» муз.
Р.Шумана
«Полька» муз.
И.Штрауса

«Зайчик, ты
зайчик»
«Лошадка»
«Паровоз»

(латвийская
народная мелодия)
«Танец в кругу»
(финская народная
мелодия)
«Колпачок»
(русская народная
мелодия)
«Игра с ежиком»
муз. М.Сидоровой
«Кто у нас
хороший» (русская
народная мелодия)

Апрель
Музыкальноритмические
движения
«Дудочка» муз.
Т.Ломовой
«Мячики» муз.
М.Сатулиной
«Марш» муз.
Ф.Шуберта
«Скачут по дорожке»
муз. А.Филиппенко
«Упр. с флажками»
муз. В.Козырева
«Лошадки» муз.
Л.Банниковой
Упражнение
«Выставление ноги на
пятку» муз.
Ф.Лещинской

Слушание и
восприятие
музыки
«Полечка» муз.
Д.Кабалевского
«Марш
солдатиков» муз.
Е.Юцевич
«Вальс» муз.
А.Грибоедова
«Ежик» муз.
Д.Кабалевского

Распевание
Пение
«Весенняя полька» муз.
Е.Тиличеевой
«Воробей» муз. В.Герчик
«Солнышко»
«Три синички» русская
народная песня
«Барабанщик» муз.
М.Красева

Музыкально дидактические игры
Развитие музыкальной
памяти - «Назови
музыкальные
инструменты»

Развитие
чувства ритма
Игра на д.м.и.
«Божья коровка»
Игра «Веселый
оркестр»
«Самолет» муз.
М.Мажденко
«Петушок»
«Паровоз»
«Марш» муз.
Ф.Шуберта

Пляски
Игры
«Веселый танец»
(литовская
народная мелодия)
«Рыбак»
«Белочка»
Игра «Жмурки»
муз. Ф.Флотова
«Ловишки с
собачкой» муз.
Й.Гайдана
«Летчики на
аэродром» муз. М.
Раухвергера
Игра «Паровоз»

20

Май
Музыкальноритмические
движения
Упражнение
«Подскоки»
(французская народная
мелодия)
Марш под барабан
Хороводный шаг («Как
пошли наши
подружки» русская
народная мелодия)
«Скачут лошадки»
(«Всадники» муз.
В.Витлиной)

Слушание и
восприятие
музыки
«Колыбельная»
муз. В.А.Моцарта
«Шуточка» муз.
В.Селиванова
«Полька» муз.
И.Штрауса

Распевание
Пение

Музыкально дидактические игры

«Зайчик» муз.
С.Старокадамского
«Хохлатка» муз.
А.Филиппенко

Развитие тембровой
окраски «Волшебная
посылка»

Развитие
чувства ритма
Игра на д.м.и.
«Два кота»
(польская
народная
мелодия)
«Полька для
зайчика»
«Андрейворобей» (русская
народная песня)

Пляски
Игры
«Вот так вот»
(белорусская
народная мелодия)
«Как на нашем на
лугу» муз.
Л.Бирнова
«Пляска с
платочками»
(народная мелодия)
Игра «Ловишки с
зайчиком» муз.
Й.Гайдана
Игра «Кот Васька»

Июнь
Музыкальноритмические
движения

Слушание и
восприятие
музыки

Упражнение «Ходьба и Повтор
пройденного
бег» (латвийская
материала
народная мелодия)
«Кружение парами»
(латвийская народная
мелодия)
«Выставление ноги на
пятку» муз.
Ф.Лещинской

Распевание
Пение

Музыкально дидактические игры

Развитие
чувства ритма

Пляски
Игры

Игра на д.м.и.

«Весенняя полька» муз.
Е.Тиличеевой
«Воробей» муз. В.Герчик
«Солнышко»

Развитие тембровой
окраски «Волшебная
посылка»
Развитие музыкальной
памяти - «Назови
музыкальные
инструменты»

«Божья коровка»
Игра «Веселый
оркестр»

«Веселый танец»
(литовская
народная мелодия)
Вспоминать
элементы для танца
«Пляска с
платочками»
(хорватская
народная мелодия)

21

3. Диагностика
Система педагогической диагностики (мониторинга) во второй младшей группе
Объект
педагогической
диагностики
(мониторинга)
Индивидуальные
достижения детей в
контексте
образовательной
области:
"Художественноэстетическое развитие

Формы и методы
педагогической
диагностики

Периодичность
проведения
педагогической
диагностики

Длительность
проведения
педагогической
диагностики

Сроки проведения
педагогической
диагностики

2 раза в год

2 недели в каждой
группе

Сентябрь
Май

-Наблюдение
-музыкальнодидактическая игра
-беседы

Диагностические задания для воспитанников второй младшей группы
Что изучается?
Развитие
музыкальнохудожественной
деятельности,
приобщение
к
музыкальному
искусству

Дидактические игры, задания

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Восприятие музыки
1.Дидактическая игра «Что делает
кукла?»
Материал: «Колыбельная», муз. А.
Гречанинова; «Марш», муз. Л. Шульгина,
«Ах ты, береза», рус. нар. песня
Карточки: «кукла спит», «кукла

Педагог предлагает детям прослушать
разнохарактерную музыку, определить,
что
делает
кукла,
и
поднять
соответствующую карточку
Вопросы:
- Вам понравилась музыка?
- Какая это музыка по настроению -

3 балла – ребенок внимательно
слушает
музыкальное
произведение
до
конца,
правильно отвечает на вопрос
2 балла – ребенок к концу
начинает отвлекаться и слушать
невнимательно,
выполняет

22

2 1.Узнавание знакомых песен по
мелодии
Материал: «Улыбка», муз. В. Шаинского,
сл. М. Пляцковского, «Мы запели
песенку», муз. Р. Рустамова, сл. Л.
Мироновой

3 Дидактическая игра на развитие
звуковысотного
слуха
«Качели»
(восприятие
и
различение
звуков
септимы).
Материал: «Качели» муз. Е.Тиличеевой;
карточка с изображением качелей в
верхнем и нижнем положении, цветная
карточка, закрывающая изображение,
металлофон, ширма.

веселая или грустная? Тихая или задание с помощью педагога
1 балл – ребенок слушает
громкая? Быстрая или медленная?
невнимательно, не отвечает на
- Что делала кукла под эту музыку?
вопрос
Педагог играет на металлофоне или
3 балла – ребенок узнает песенку,
фортепиано мелодию знакомой песни:
оживляется,
подпевает,
В начале года – «Улыбка», в конце года самостоятельно
вспоминает
– «Мы запели песенку»
название песни
2 балла – ребенок слушает
песенку,
эмоционально
откликается, с помощью педагога
вспоминает название или слова из
песенки
1
балл
–
равнодушен
к
исполнению
песенки,
отказывается выполнять задание
Педагог исполняет детям песенку 3 балла - ребенок самостоятельно
Е.Тиличеевой «Качели». А затем выполняет задание.
предлагает детям спеть песню вместе и 2 балла - ребенок выполняет
на слова «вверх» поднимать руку вверх, задание с помощью взрослого.
а на слова «вниз» опускать её. После 1 балл - ребенок не справляется с
этого педагог играет на металлофоне заданием
верхний звук (до2), показывая картинку
«качели вверху», а затем играет нижний
звук (ре1)

Пение
Исполнение знакомой песни.
Материал: в начале года «Осень», муз. И.
Кишко, сл. Т. Волгиной, в конце года
«Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н.
Найденовой

Педагог исполняет знакомую детям
песню, предлагает детям спеть эту
песню вместе с ним.

3 балла - ребенок вместе с
другими детьми начинает и
заканчивает
пение,
поет
протяжно,
четко
произносит
слова
2 балла - ребенок исполняет
23

1.Педагог предлагает детям разные
варианты исполнения:
- Сейчас в нашем хоре солистом будет ?
- А теперь группа солистов… - Сейчас
мы проверим, как вы поете без
аккомпанемента…
Начинаем
конкурс
вокальных
ансамблей. Первой выступит ансамбль
девочек «Хрустальный голосок» (1
куплет) … Теперь послушаем ансамбль
мальчиков «Соловушки» (2 куплет) …

песню с запаздыванием или
опережением, не внятно, но
старательно произносит слова, не
тянет долгие звуки.
1 балл – ребенок опережает или
отстает
от
других
детей,
выкрикивает, либо вяло и не
четко пропевает слова, молчит.
3 балла - ребенок может петь
индивидуально и коллективно,
прислушивается
к
аккомпанементу,
при
пении
a’capella
выдерживает
мелодическую линию
2 балла - ребенок исполняет
песню увлеченно, забывая при
этом
о
ритмическом
и
динамическом ансамбле, то поет,
забегая вперед, то слишком
громким голосом
1 балл – ребенок сольно не поет, в
ансамбле сильно опережает или
отстает
от
других
детей,
выкрикивает, либо вяло и не
четко пропевает слова, молчит.

Музыкально-ритмические движения
1.Выполнение
движений,
соответствующих характеру музыки, смена
движений в соответствии с двухчастной
формой произведения.
Материал: «Летчики, на аэродром» муз.
Раухвергера

Педагог играет детям музыкальное
произведение, обращает внимание на
средства музыкальной выразительности
(как летчики заводят мотор, как летят
самолеты, как летчики маршируют на
параде). Затем педагог предлагает детям

3 балла – ребенок двигается
согласно музыке
2 балла - ребенок включается в
игру, ориентируется на других
детей и подсказки педагога
1 балл - ребенок не слышит

24

поиграть в игру «Летчики, на
аэродром!»
2 Выполнение танцевальных движений:
Педагог предлагает детям выполнять
пружинка, подскоки, движение парами
танцевальные движения под музыку:
по кругу, кружение по одному и в парах
Пружинки - «Барыня», подскоки –
Материал: «Барыня», русская народная
«Полька», кружение
мелодия, «Полька», муз. М. Глинки, Педагог просит детей построиться
«Пляска парами», латыш, нар. мелодия
парами и под музыку «Пляска парами»:
Идти по кругу, бежать парами на
носочках, кружиться в парах

изменений в музыке, не меняет
движений
3 балла – ребенок правильно
выполняет все задания
2 балла – ребенок затрудняется
выполнить 1-2 задания
1 балл – ребенок не держит круг,
не справляется с подскоками,
наклоняется,
выполняя
«пружинку», не выполняет

Игра на детских музыкальных инструментах
1.Дидактическая игра «Весёлые ложки»
Материал: Деревянные ложки

Игра проводится с подгруппой детей.
Все сидят вокруг стола. У педагога и у
детей ложки. «Весёлые ложки» любят
играть, — говорит воспитатель и
отстукивает
своими
ложками
несложный ритмический рисунок. Все
дети одновременно повторяют этот
ритм своими ложками.

3 балла – ребенок точно передает
несложный
музыкальный
ритмический рисунок
2
балла
–
ребенок
верно
простукивает ритм после нескольких
повторений
1 балл – ребенок не справляется с
заданием

25

Диагностическая карта (3-4 лет)
Группа №

№
п/п

Ф. И. ребенка

Восприятие
музыки
н. г.

к. г.

Пение

н.г.

к. г.

Музыкально
ритмические
движения
н. г.

к. г.

Игра на
детских
музыкальных
инструментах
н. г.
к. г.

Итоговый
показатель по
каждому
ребенку
н. г.
к. г.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Выводы

26

Критерии оценки музыкального развития воспитанников

Низкий
уровень

Внимательно слушает музыку, но не высказывает предпочтения к какимлибо произведениям.
Высокие и низкие звуки, громкое и тихое звучание, быстрый и медленный
темп различает лишь в контрастных регистрах, темпах, динамических
оттенках.
Поет неактивно, вяло, артикулируя, с неточной интонацией.
Двигается под музыку, неточно, запаздывает менять движения при смене
частей произведения.
Исполняет простейший ритмический рисунок на ударных инструментах,
но только по показу воспитателя.

Средний
уровень

Достаточно хорошо ориентируется в знакомых произведения, изредка
высказывает предпочтение некоторым из них, по мелодии узнает их
всегда. Различает высокие и низкие звуки в пределах двух октав.
Поет, чисто интонируя, с частичной помощью педагога.
Двигается согласованно с музыкой в основных движениях.
Исполняет простейший ритмический рисунок на ударных инструментах,
допуская неточности.

Высокий
уровень

Эмоционально откликается на музыку, узнает все знакомые произведения,
отмечает любимые, узнает мелодии, высказывается о них, различает
контрастный характер музыки. Различает звуки по высоте в пределах
сексты, различает форте, меццо-форте, пиано, громкое и тихое звучание.
Поет простейшие песни без сопровождения, пытается выразительно их
петь с сопровождением.
Может двигаться под незнакомую музыку, передавая её основное
настроение, точно и с удовольствием выполняет плясовые движения.
Чисто воспроизводит простой ритмический рисунок на ударных
инструментах.

4.Организационный раздел рабочей программы
Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников
по музыкальному развитию
Группы
II младшая группа

Продолжительность одного
занятия по музыкальному
развитию
14 минут

Количество образовательных
занятий по музыкальному
развитию в неделю
НОД согласно графику 2 раза в
неделю
Музыкальный досуг 1 раз
неделю

27

в

Организация досуговой деятельности во второй младшей группе
Месяц
Тема
Сентябрь 1 Подвижные музыкальные игры
2 «Теремок» с игрушками Бибабо
Октябрь 1 Музыкальный телевизор (ритмические игры)
2 Игры, эстафеты
3 Готовимся к празднику осени
4 Занимаемся в оркестре (Русские народные песни)
1 Народные игры (весёлые досуги)
Ноябрь
2 « В лесу гуляли, со зверушками играли»
3 Школа танца «Танец зайчат»
Декабрь 1 Что нам нравится зимой
2 Школа танца «Танец снежинок»
3 Скоро, скоро Новый год
4 Новогодний праздник
1 Отражение Новогоднего праздника.
Январь
Прощание с ёлочкой
Февраль 1 музыкально-ритмические игры
Март

1.Концерт для любимых мам «8 Марта»
2 Драматизация сказки

Апрель

1.Школа танца «Полька»
2.Играем на русских народных инструментах

Май

Июнь

1Слушание музыкальной сказки «Репка»
2Музыкально – ритмические игры
3 Настольный театр «Теремок»
1День защиты детей (праздник на улице)
2 Играем в театр «Три поросёнка»
3.Мы любим танцевать (танцы на улице, флешмобы)

28

Культурно - досуговая деятельность
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Декабрь
Февраль
Март
Май
Июнь

Мероприятия
День знаний
Осенний праздник
Новогодний праздник
Фольклорный праздник «Масленица»
Международный женский день (праздник 8 марта)
Театрализация
День защиты детей

4.4. Структура реализации образовательной деятельности
Совместная
деятельность
с детьми
Занятия по
музыкальному
развитию – 2
раза в неделю в
каждой
возрастной
группе.
ПраздникиРазвлеченияДругие формы
совместной
деятельности.

Самостоятельная
деятельность детей
Создание условий для
самостоятельной
музыкальной
деятельности детей в
режимных моментах
(вечерах досуга,
занятиях, праздниках)

Виды деятельности, Индивидуальный
маршрут
технологии
развития ребенка
Восприятие музыки: Музыкальные занятия по
графику.
-Развития чувства
Индивидуальная работа
ритма
в
соответствии
с
-Слушание, пение
графиком
работы.
- ритмические
Повышенный
уровень
движение
развитияпредложение
Игровая
дополнительного
деятельность
музыкального материала
Технологии:
-информационнокоммуникативная
технология;
-исследования в
обучении;
-обучение в
сотрудничестве
Здоровьесберегающая
деятельность
технологии:
-дыхательная
гимнастика
-пальчиковые игры
-пляски

29

месяц
IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

Организация и формы взаимодействия с родителями
(законными представителями) воспитанников
Темы
Формы работы
Дополнительная
информация
в
как Участие
родительских
собраниях.
Печатный материал в
группу на стенд,
Индивидуальные беседы «По Беседы
результатам
мониторинга
музыкального развития на начало
учебного года»
«Осень в гости к нам пришла»
Концерт-праздник
Рекомендации
по
подбору Печатный материал в
музыкальных произведений для
группу на стенд
домашней фонотеки
«Как организовать в семье Печатный материал в
праздник Новогодней елки».
группу на стенд
Правила поведения родителей на Беседы
детских утренниках.
Костюмы
своими
рукам
Консультация «Роль
Печатный материал в
музыкального развития ребенка.
группу на стенд
Как их развить»
Консультация
«Музыкальные Информация
в
игры на развитие внимания, группе
памяти,
мышления»
Совместные
развлечения, Праздник-концерт с
посвященные международному театрализацией
женскому дню.
вместе с родителями
День открытых дверей
Открытое занятие
Рекомендации
«Весёлые Информационноупражнения для профилактики наглядная агитация
заболеваний
верхних
дыхательных путей» «Игра на
детских
музыкальных
инструментах. Оркестр»
Участие
в
Консультация «Речевые игры с
родительских
музыкальными инструментами»
Беседы
по
результатам собраниях.
мониторинга
музыкального Печатный материал в
группу на стенд
развития
Индивидуальные
беседы
«Роль музыкально-ритмических Информация
в
движений», Связь движений и группе
психического развития»
Консультация
«Музыка,
средство воспитания»

Индивидуальные
консультации
Информация на
сайт ДОУ
Индивидуальные
консультации
Индивидуальные
консультации
Информация в
Сайт ДОУ
Индивидуальные
консультации

Индивидуальные
консультации
Индивидуальные
консультации
Сайт ДОУ
Индивидуальные
консультации
Индивидуальные
консультации

Индивидуальные
консультации
Статья на сайт ДОУ

Индивидуальные
консультации

30

Совместная деятельность с педагогами ДОУ
Работа с воспитателями
Обсуждение сценария праздников,
изготовление атрибутов и костюмов для
праздников.
Обсуждения совместного проведения
праздников.
Совместная работа с родителями.
Подготовка музыкального уголка в группах.
Репетиции с воспитателями над ролями.
Постановка и разучивания танцев.

Работа с логопедом
Работа с логопедами над речью детей при
подготовке к утренникам

Создание развивающей предметно- пространственной среды
Образовательная Обогащение
(пополнение)
развивающей
предметнообласть
пространственной среды
Содержание
Срок (месяц)
-Пополнять предметно-развивающую среду
В течении учебного
Художественномузыкально-дидактическими играми,
года.
эстетическое
пособиями, инструментами.
развитие
-Пополнить музыкальный материал
(музыкальное
-Приобретать журналы «Колокольчик»,
развитие)
«Музыкальный
руководитель»,
«Музыкальная палитра»
-Театральные
костюмы
и
элементы
костюмов

Методическое обеспечение образовательной деятельности (список
литературы, ЭОР, др.)
Образовательная
область,
направление
образовательной
деятельности
Художественноэстетическое
развитие
(музыкальное
развитие)

Список литературы (учебно-методические пособия, методические
разработки, др.)

1 И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день»
подготовительная группа,3 диска, издательство «Композитор» 2011г.
2 И.Каплунова. И. Новоскольцева «Праздник каждый день» старшая
группа,3 диска, издательство «Композитор» 2011г.
3 И.Каплунова. И. Новоскольцева «Праздник каждый день» средняя
группа,2 диска, издательство «Композитор» 2011г.
4 И.Каплунова. И. Новоскольцева «Праздник каждый день» младшая
группа,2 диска, издательство «Композитор» 2011г.
5 И.Каплунова. И. Новоскольцева «Рождественские сказки»,
31

издательство «Композитор» 2012г.
6 И.Каплунова.ю И. Новоскольцева «Игры, аттракционы, сюрпризы»
издательство «Композитор» 2012г.
7 И.Каплунова.ю И. Новоскольцева «Праздник шаров» издательство
«Композитор» 2011г.
8 И.Каплунова.ю И. Новоскольцева «Весёлые досуги» издательство
«Композитор» 2011г.
9 И.Каплунова.ю «Наш весёлый оркестр»,3 диска,
издательство
«Композитор» 2013г.
10 И.Каплунова.ю «Ансамбль ложкарей» 1 диска,
издательство
«Композитор» 2015г.
11 Буренина А.И. «Ритмическая мозаика», 4 диска, СПб,1997г.
12 Н.В.Бабинова, И.В.Мельцина «Музыкальное занятия с детьми
раннего возраста», издательство «Детство пресс» 2015г.
13 Г.Ф.Вихарева «Споём, попляшем, поиграем», «Музыкальная
политра» СПб 2011г.
14 Г.Ф.Вихарева «Играем с малышами» издательство «Композитор»
2007г.
15 Т.Сауко, А.Буренина «Топ-хлоп малыш» СПб 2001г.
16 М.Ю.Картушина «Праздник в детском саду», Москва 2015
17 Журналы «Колокольчик»
18 Журналы «музыкальный руководитель»
19Журналы «Музыкальная политра».

32

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».